Open-Air фестиваль свободного творчества


ShadeLynx.com: Дневник Пустых Холмов — 2010

05.07.2010

Меня часто спрашивают, что я именно пишу в своем концертном блокноте. Да так, разные закорючки, гадости про всенародно любимых музыкантов, названия песен, мгновенно пришедшие на ум фразы, сценические приколы и лажи. Непосвященный в мой заковыристый почерк человек, скорее всего, даже и не прочтет ни слова — да я и сам иногда прочесть не могу, что в полутьме концертного зала вывела на весу ручка с гелевой пастой. Так рождаются мои концертные репортажи. И подумав, я решил описать Пустые Холмы — 2010 именно с дневниковой точки зрения, перенеся в вордовский документ расширенный и дополненный наблюдениями и фотографиями конспект трех дней лета. Так что…

Дневник Пустых Холмов — 2010

11 июня. Раннее утро


Театры, говорят, начинаются с вешалок, а Пустые Холмы всегда начинаются с квеста по добиранию. Электричками, легковыми машинами, автобусами, мотоциклами, автостопом, а последний отрезок пути — на своих двоих. Так и для меня фестиваль начался с пятичасовой поездки на холмовском автобусе от метро «Юго-Западная» до калужской глубинки. Доехали бы быстрее, но на выезде из Москвы нас поджидали хаотичные автоколонны дачников, ломанувшихся в длинные выходные к своим шести соткам.

~ 18:00
А для журналистов фестивали начинаются не с первого выступления, а с пресс-центра. Собственно, аккредитация нужна была только ради всемогущего бейджика, с которым можно было пройти туда, куда простых посетителей не пускают. Но приветливые девушки еще и выдали цветную программку, куда лучше моих распечаток, и обещали угощать чаем и давать заряжать телефон, если буду заходить к ним на огонек. Заодно перекинулся парой слов на интернациональном английском с приехавшим на Холмы польским журналистом.

~ 18:35
Заглянув любопытства ради после пресс-центра на фольклорную сцену «Летучий корабль» с их ожидаемым русским народным многоголосием, я поспешил на основное место «работы» — сцену «Полые холмы», или Фолк-сцену, как я буду называть ее в дальнейшем, потому что эта площадка принадлежала преимущественно фолк-роковым коллективам. Павел Мягков, известный в фолк-сообществе как бывший администратор Тол Мириам, продемонстрировал явный карьерный рост, заведуя работой площадки все три главных дня фестиваля.


«Почти вовремя начинаем, другие сцены отстали», — не без гордости бросил на ходу Паша. И действительно, фестиваль на «Полых холмах» по расписанию начал московский фольклорный ансамбль «Измайловская слобода». Десять человек, задорные частушки под балалайку, казацкие песни и романсы. Особенно любопытно было услышать раннюю версию известного сибирского романса «Вот кто-то с горочки спустился». Хрестоматийный вариант текста — «На нем защитна гимнастерка, она с ума меня сведет» — написан в начале 50-х на народный мотив выдающимся советским композитором Валентином Левашовым, а москвичи исполнили еще довоенную версию «На нем рубашка голубая, она с ума меня сведёт». Еще забавно было услышать после исполнения народной песни про обряд похорон мухи детский возмущенный голосок десятилетнего знатока: «Вы один куплет пропустили!». Интересный коллектив, понимающий, что традиционные песни будут скучноваты для разношерстной аудитории, и старающийся сделать свое выступление как можно более разнообразным. Удивительно только, что у ансамбля, созданного еще в середине 90-х и успевшего выпустить три альбома, даже нет своей странички в Сети. Пообщался с музыкантами после выступления, дал свои координаты и координаты портала, надеюсь, еще будет возможность о них написать.

~ 19:20
«Предыдущая группа поет как это было — мы играем как это могло быть!» — провозгласила со сцены Мила Кикина, и коллектив «Калитку Прикрой» начал свою программу. Особо органичным творчество Милы и ее группы, соединяющей русскую песенную культуру с рок-музыкой, я не считаю. Рок-составляющую трудно назвать особо оригинальной — такой среднестатистический конспект русского рока с некоторым уклоном в блюз, очевидно благодаря личным пристрастиям гитариста группы. Но ближе к концу выступления музыканты однажды подхватывают вокализ Милы красивой народной мелодией — и вот он, момент истины, когда музыка команды засияла совершенно другими красками, когда аккомпанемент стал достойным сильного и глубокого голоса вокалистки. Но увы, так короток был этот миг.

~ 20:10
Контрабасист во время настройки постоянно наигрывал бессмертный рифф из «Whole Lotta Love» LZ, и этим заставил меня задержаться и послушать пару песен из выступления Юлии Теуниковой и КоМПОзита. Не то чтобы скучно, но просто не мое, не моя любимая модель рок-музыки. И я отправился в планируемую обходную экскурсию по территории Холмов. Забрел вначале на электронно-театральную сцену «Подводный мир», на которой из динамиков пел Ковердэйл и готовился к выступлению коллектив «Королева И». Декадентство на сцене под декламирование стихов, скрипку и клавишные. Перфоманс на сцене, непонятный для непосвященных. Продолжил путь. Можно было долго бродить по Холмам, задерживаясь у обклеенных сверху донизу информ-стендов и убедиться, что отсутствие палочек мобильной связи не означает краха коммуникаций, пока существует бумага. Можно было прогуляться по берегам мельчайшей Пополты и полюбоваться стайками голых русалок, радостно плескавшихся около опор солидных аркообразных мостов — организаторы учли погодные приключения прошлого года, такие сооружения простоят не один десяток лет. Можно было пойти к камерной сцене, где собирались люди в красочных карнавальных костюмах, с радостью позировавшие любому фотографу. Полчаса пролетели незаметно, и я опять возвращаюсь к Фолк-сцене, где должны были выступать неизвестные мне доселе поляки из Panplaneta.

~ 21:00
Вроцлавская группа стала для меня музыкальным символом фестиваля, собирающего настолько беззаветно любящую некоммерческую музыку публику, что она с интересом слушает всех исполнителей, независимо от стилистических рамок и жанров. Panplaneta была темной лошадкой для всех без исключения, а их музыка, описываемая в программе как spacejazz, оказалась совершенно неописуемым авангардом со всех точек зрения. Наверное, это и вправду когда-то было джазом, но на сцене поляки играли очаровательную инструментальную музыку, построенную на безудержной поочередной импровизации ударных, гитары, контрабаса и… ксилофона, постоянном противопоставлении низко звучащих струнных инструментов ритм-секции и высокого, своеобразного звука четырех неугомонных палочек. Холмы, как зачарованные, сорок минут слушали виртуознейшую игру — поляки, как инструменталисты легко давали фору многим известным российским коллективам, а потом гостей с Запада долго не отпускали овациями со сцены, пока те не сыграли на бис. А через день, уже на сцене «Крокодил и Солнце», она же Рок-сцена фестиваля, история повторилась — инструментальная Panplaneta легко затмила многие рок-группы с вокалом, и их также не отпустили без биса.

~ 22:30
Я впервые дошел до Рок-сцены и убедился, что Россия — страна победившего русского рока, но уж никак не фолка — там как раз заканчивалось выступление «Умки и Броневика», собравшее, наверное, три пятых от приехавших к первому дню фестиваля людей.

~ 23:00
Вернулся к Фолк-сцене, где москвичи из TeufelsTanz уже навострили свои инструменты и разложили карты музыкальных странствий. Волынка давно не является какой-то диковинкой (даже кельтские арфы уже перестают быть чем-то экзотичным), но громкое и характерное звучание этого инструмента привлекает многих — на зазывные средневековые инструменталы тут же собралось множество фестивального народа с окрестностей. Как исполнители ребята мне понравились, понравился и репертуар, не налегающий на стандартную для подобных коллективов музыку народов Северной Европы, но включающий в себя обработки народных мелодий с Балкан.

~ 24:00
Слушая минских фрик-кабарешников из «Серебряной Свадьбы», искрометно ярких, пусть и совершенно нефолковых, я подумал, что примерно так могли бы играть в театральном смысле слова проинвертированные «Тол Мириам». А атаманша балагана Бенька в таком случае является стопроцентным антиподом Елены Ханпиры. И это было для меня лучшее концертное выступление не только первого дня фестиваля, но и всех Холмов. Отличие от всех других групп было разительным: те играли песни, «Свадьба» играла хиты. Каждый хит — это мини-спектакль со своим реквизитом, с пафоснейшим духовым оркестром, с цепляющим и донельзя смешным текстом, будто Эллочка Щукина выучила еще тридцать или около слов и пошла устраивать личную жизнь на сцене, привнеся туда свои вечные ценности этикеток и брэндов. Два часа шоу пролетели совершенно незаметно. А там-тамы закрывающей первый день «Африканды» я уже слушал в своей палатке, благо сцена от лагеря располагалась в трех сотнях метров по прямой. Неплохая колыбельная, как оказалось.

12 июня. ~ 13:30


Холмы никогда не спят, но те, кто все же добираются до палаток, встают уже за полдень. Посему выступления на главных сценах начинаются уже далеко после обеда. Я было направился к фольклорной сцене, но чарующие звуки «Времен года» Вивальди доносившиеся с камерной сцены, заставили свернуть. Струнный секстет «Октавио» играл на мой вкус, прекрасно, сочетая собственные вещи и вечную классику. Дослушав их сет до конца, я все же дошел до «Летучего корабля», где еще раз послушал «Измайловскую слободу». Собственно, сценой назвать это было трудно — просто натянутый тент, пульт, пара динамиков и несколько микрофонов. И расположившиеся полукругом полсотни любителей русского многоголосия. Но не хоровой песней единой жива народная музыка, и на сцену вышла бабушка Лукерья, самый старший участник фестиваля. Многочисленные фольклорные экспедиции обшаривают деревни и села в поисках носителей живой традиции, а Лукерья Кошелева сама ездит выступать на фестивалях и концертах. Всем бы другим музыкантам в такие годы еще выходить на сцену.

~ 16:00
А к этому времени дал о себе знать знаменитый холмовский фактор неопределенности. Потому что настала суббота, и все те, кто не смог отпроситься в пятницу, выехали на фестиваль именно в первый выходной июньских праздников. Как в 2009 году, машины быстро создали грандиозную пробку на въезде, и графики выступления на сценах безнадежно полетели вслед за застрявшими в пробках музыкантами. В гримерке «Полых Холмов» царит безмятежное спокойствие, Павел Мягков в перерывах между звонками кратко пересказывает текущую обстановку: «SymFusion Orchestra не приехали, джаз-группа Юлии Алимовой таинственно пропала на подъезде к Холмам и на связь не выходит. Звонила Саинхо, застрявшая в Апрелевке, просит помочь с транспортом, потому что водитель не хочет ехать дальше». На тишину внезапно приходит гитарист «Синкопированной Тишины», его тут же с радостью гонят на сцену создавать звуковое заполнение вынужденной паузы. А я отправляюсь к «Рок-Крокодилу».

~ 17:00


Там играет Харитонов-трио, совершенно обычная рок-бардовская музыка с блюзовыми нотками и необычным участием балалайки в составе. Припекает, бродить по сценам немного лень, так что решил коротать время в теньке перед Рок-сценой, немного расслабленно слушая группу Николая Харитонова, который с каждой песней все больше и неуловимей напоминает творчество Сили.

~ 17:40


Возвращаюсь к Фолк-сцене, там царит неизменное спокойствие. Паша рассказывает уже про Анну Пингину, группе которой нужно не только успеть приехать и выступить, но и уехать обратно в столицу на ночной питерский поезд, потому что это как-никак половина «Мельницы», а у последней завтра концерт в Северной Пальмире. Скептически смотрю на часы: народ, выезжая из Москвы в девять утра, приезжает чуть ли не к вечеру… И ухожу обратно на Рок-сцену слушать так понравившихся вчера поляков из PanPlaneta. В целом, график на «Крокодиле» поехал меньше, чем на «Полых холмах», но все равно есть задержки и перестановки.

~ 18:45


Сразу после поляков выступают «Адриан и Александр». Особого мнения о них никогда не имел: нечто среднее между БГ и «Зимовьем Зверей», разве что не питерцы. Спустя час возвращаюсь к Фолк-сцене, там уже заканчивает выступление внезапно материлизовавшийся джаз-бэнд Юлии Алимовой. А в гримерке стоит уставший Алексей Кожанов, они только что доехали. «Выехали в пол-первого, приехали без десяти семь. А нам ночью в Питер. Альтар [Алексей Тарасов, администратор Мельницы — прим. Олега] сейчас мечется, чтобы поменять билеты на четыре ночи». Возможно, именно усталость от долгой поездки и объясняет факт, что Анна Пингина и ее группа выступили заметно ниже своих возможностей, не сравнить с недавним боевым сетом на Дикой Мяте (http://shadelynx.com/content/view/2926/). Зато Дима Фролов и тут не упустил возможности сыграть термоядерное соло на ударных, в итоге народ все-таки растормошился ближе к концу выступления. А я пошел встречать только-только добравшихся друзей из Москвы.

~ 22:15
Сейчас, полторы недели спустя гляжу на запись в блокноте о «Ва-та-ге»: «Абстракционизм и психоделика». Где-то глубоко в основе творчества петрозаводцев лежат все те же русские народные песни, от которых остаются только вокальные партии. И как всегда удивляет внимание аудитории. Никто не уходит к другим сценам и к более доступным группам, все тихо слушают, пытаясь вникнуть в лабиринты звуковых ландшафтов «Ва-та-ги». А ведь на Фолк-сцене за все дни не было группы сложнее и «замороченнее», даже авангард поляков из РР куда доступнее.

~ 23:50
Уже на подходе к Рок-сцене, где должна выступать «Оргия Праведников», хедлайнер второго дня фестиваля, я слышу голос Сергея Калугина, успокаивающего неторопливых: «Потерпите еще немного». «Оргия» настраивается долго и всерьез, Алексей Бурков наигрывает рифф из «For Whom The Bell Tolls». Конечно, походно-полевой аппарат, так и не смог передать все нюансы музыки группы, это не клубное выступление. Зато сами музыканты были в ударе, исполняя программу песен с новейшего альбома и старые хиты. И есть что-то более чем символичное, когда главная андеграундная рок-группа страны выступает на главной сцене главного андеграундного фестиваля страны, когда над десятками тысяч людей под «Вперед и вверх!» взмывают воздушные шарики с одинокими огоньками.

~ 2:00
А на Фолк-сцене, как раз заканчивается выступление «Нагуаля», сопровождаемое массовыми плясками аудитории. Увы, я много раз жалел, что нельзя раздвоиться и растроиться, чтобы суметь послушать все интересное на двух-трех площадках одновременно. Приходилось выбирать, и зачастую «любимое»-роковое выигрывало перед «нужным»-фолковым. Примерно так и закончилась музыкальная часть второго дня фестиваля.

13 июня. ~14:00
Уже собрался идти на Meldis к камерной сцене, но природа продолжила славную традицию заговоров против Насти Паписовой. На Холмы налетел шквальный ветер, с почти горизонтальным дождем и градом величиной с горошину. Катаклизм бушевал всего-то полчаса, но кроме немалого количества поваленных трухлявых берез в окрестностях фестиваля успел вывести из строя и Рок-сцену, неудачно развернутую лицевой стороной прямо по ветру и осадкам. Выступления с нее пришлось переносить на свободную сцену. А многие холмовцы как дети радовались событию, что так напомнило утонувшие в грязи Холмы-2009, прыгали в лужах и разрисовывали себя грязью. На Фолк-сцене выступления задержались примерно на два с половиной часа, но отсюда я уже не уходил все оставшееся время пребывания на нашем Вудстоке.

~ 16:30


Дождь успел не только навести шороха на сценах, но и застиг в чистом поле музыкантов «ВеданЪ Колода», у которых промокли все инструменты, что могут промокнуть: волынки, бубны… Так что программа красноярцев выглядела сплошным экспромтом, и особого интереса не вызвала. И играли они всего-то полчаса. В общем, не повезло ребятам. Ситуацию исправили киевляне «Божичи» — ¬¬фольклорный коллектив, что представлял черниговское и днепропетровское народное творчество. Все дело, конечно, в подборе специальной программы именно для фестиваля, но украинское многоголосие показалось в целом озорнее и веселее услышанных ранее русских коллективов.

~ 18:25
Я немало слушал тувинского горлового пения друзей-тувинцев, пока учился в РУДН. Это экзотично, но больно уж непривычно, и требуется много таланта, чтобы органично вплетать подобное в ткань роковых или фолк-роковых композиций. Иначе это окажется всего лишь очередной world music, интересной только горстке любителей стиля. Ну разве что еще поозадачиваться, как это у живого человека получается. Увы, тувинская певица Саинхо, что сольно, что с полноценной группой выступает одинаково усыпляющее, любая колыбельная уверенно проиграет с разгромным счетом. Холмы оставались Холмами — собравшиеся внимательно и вежливо слушали — я же воспринимал происходящее, как смертную скуку. Хорошо, что сонливость разогнали мелодии «Добраночи». Площадка перед Фолк-сценой мгновенно сбросила с себя дремоту и пустилась в пляс вслед за разудалыми танцевальными балканскими и восточными мелодиями коллектива. Теперь, вплоть до ночи, бал правила музыка Востока, хотя после «Добраночи» еще выступала бабушка Лукерья, явно непривыкшая к такому количеству народа перед сценой. Ей даже аккомпанировала сборная солянка музыкантов во главе с Игорем Лисовым из «Зеленых Рукавов», но это было скорее символическое, нежели осмысленное творчество. И восточную тему продолжила «Лакоча», чем-то неуловимо похожая музыкально на сибиряков из Sandal: все те же путешествия по импровизационным музыкальным формам и далеким странам в качестве источника вдохновения.

~ 22:40
А окончательно ориентализм победил на «Арабане», еще одном московском коллективе, но уже не просто играющем восточные темы, как предшественники, а исполняющем непосредственно корневую музыку Ближнего Востока. Сильнейшие инструменталисты, после длинного и виртуозного солирования на перкуссии молодого парня, по виду — афганца, Холмы неистово аплодировали. Пожалуй, самая понравившаяся команда третьего дня фестиваля.

~ 23:30


О выступлении «Отавы Ё» на Дикой Мяте я писал совсем недавно. Они подойдут для любых фестивалей, формальных и не очень, фолковых и разнокалиберных. Это просто универсальная музыка, любимая всеми, кто вырос в России, потому что эти мелодии и слова песен сопровождают нас с рождения. А публика всегда любит слушать одно и то же, пусть подаваемое под разным соусом. Выступление The Dartz с милой традицией фан-клуба группы зажигать бенгальские огни было просто красивым.

Уже за два часа ночи, и мне приходится покидать фестиваль, чтобы выехать на машине друзей впереди неизбежных пробок скорого утра. Пустые Холмы — 2010 удались, и это самое главное. Одни говорят, что это модель будущего общества, злые языки пророчествуют каждый год, что рано или поздно фестиваль либо обуржуазится, либо попросту утонет в случайных людях. Нет, нет и еще раз нет: пока есть неописуемая атмосфера холмовского праздника, она растворит в себе любой негатив, и он будет казаться лишь забавным приключением неделю спустя. И ради этой атмосферы будут приезжать музыканты и их слушатели. Берегите себя для ПХ-2011! Встретимся в следующем году!

Олег «Metaloleg» Бобрик
Источник: http://shadelynx.com


Список всех новостей

распечатать

вернуться на страницу