Open-Air фестиваль свободного творчества


Газета «Коммунист»: Холмы.ru

23.08.2010

Герои и смельчаки проложат первые воздушные трассы Земля - орбита Луны, Земля - орбита Марса, а еще далее: Москва - Луна, Калуга - Марс.

Константин ЦИОЛКОВСКИЙ
 

Так гласит надпись на бюсте основателя космонавтики Константина Эдуардовича Циолковского, установленном на железнодорожном вокзале его родного города - Калуги.

Пока это его пророчество не сбылось, но другие герои и смельчаки уже 7 лет прокладывают не менее сложные трассы в глубь Калужской области, превращая пустые холмы, леса, поймы рек этого живописного уголка русского Полесья в пространство кипящей творческой жизни музыкантов, художников, театралов из многих стран мира.

Масштабность замысла и его реализация организаторами open-air фестиваля свободного творчества «Пустые холмы» поражает. На максимально возможном удалении от цивилизации, на, в прямом понимании слова, пустых холмах возникает «термоядерный реактор» бурлящих и вечно беспокойных творческих личностей. Это - зона свободы творчества. Вот парень с девушкой, на пружинистых «железных ногах», наряженные под стать главным героям фильма «Аватар», носятся по полю, охотно останавливаясь и позируя для желающих сфотографировать их или сфотографироваться с ними. Абсолютно бесплатно. Вот группка музыкантов импровизирует что-то на таблах и еще каком-то благозвучном инструменте, рассевшись удобно в тени под сосной. Их уже окружило несколько колец благодарных слушателей. Вот парень сидит и играет на свирели. Просто от души, для людей. И никакая «шляпа» перед ним не стоит.

Но это помимо основной программы фестиваля, разделенной между семью сценами, раскиданными на огромной территории - около 6 км в длину и чуть меньше в ширину.

На этих сценах представлены практически все виды андеграундной, неформатной музыки, т.е. музыки, которой нет на волнах FM-радиостанций и на экранах телевизоров. Только на этом фестивале узнаешь, что музыкальное пространство состоит не только из попсы и эстрады. На «Пустых холмах» можно увидеть весь спектр современных музыкальных стилей, начиная от традиционной музыки - фольклора и заканчивая психоделикой с ее мистическими шумами и состояниями. А вот попсы, как убийцы всего живого в человеке, вы здесь не услышите ни на одной из семи сцен фестиваля. Кстати, сцены эти, полноценно оборудованные всей необходимой звуковой начинкой, а некоторые - и профессиональным светом, носят причудливые названия, отправляющие наше сознание в мир уже далекого детства, в мир сказки - «Крокодил и Солнце» (это джазовая, роковая, регги-сцена, а также сцена для экспериментальной музыки), «Страна чудес» (камерная сцена, на которой представлены различные музыкальные стили от классической, академической до экспериментальной музыки), «Полые холмы» (это сцена для этнической и world-music), «Подводный мир» (это сцена электронной музыки), «Летучий корабль» (это поляна творчества фольклорных коллективов) и т.п. Есть отдельная «Свободная сцена», на которой в порядке живой очереди выступают группы, не прошедшие строгий фестивальный отбор. Сцена эта оборудована профессиональной звуковой аппаратурой и дает прекрасную возможность молодым командам попробовать себя «в бою», не в репетиционных, а в настоящих концертных условиях. На всех этих сценах в специально отведенное время выступают различные театральные коллективы - от кукольных до пластических. Электропитание каждой сцены обеспечивается мощными электрогенераторами, работающими на солярке. Они же обеспечивают освещение по всей территории фестиваля, длящегося три дня и три ночи подряд с маленьким утренним перерывом. Кстати, вместо фонарных столбов - с любовью вкопанные в землю старые сухие деревья.

Как сделаны сцены - тоже особый разговор. Перед единственной каркасно-металлической сценой «Крокодил и Солнце» - гигантский, метров на тридцать, крокодил, сделанный умельцами из деревянной основы и обтянутый разрисованной тканью, здесь же - и огромных размеров солнце, а также непонятно откуда взявшийся, тоже гигантских размеров деревянный журавель. Сцена «Полые холмы» напоминает разрезанный поперек холм, в котором спряталось жилище гнома. Сцена «Страна чудес» облепила кругом огромную раскидистую сосну - с какой стороны хочешь, с такой и выступай. Кстати, для того, чтобы не травмировать дерево, его ствол и ветви, на которых подвешена крыша этой сцены, обмотаны специальной прочной пленкой. Неожиданно вижу на сцене пианино. Как оно оказалось в такой глуши - почти загадка. Но это не единственное пианино на фестивале. Прямо возле реки, возле моста, стоит еще один инструмент - на нем могут поиграть все желающие. Я застаю парня и девушку, играющих в четыре руки «Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету» из мультфильма «Бременские музыканты». Вокруг уже собрался добровольный хор подпевающих им.

Творчеством веет от всего - даже от туалета (четыре столба и непроницаемая пленка вокруг), обклеенного фотографиями из фестивальной жизни - пока ждешь, можно рассматривать. От разноцветных носков, вплетенных в проволочную ограду городка музыкантов. От огромных ворот в восточном стиле, почти как в Самарканде, установленных на входе на территорию ярмарки. Правда, ворота стоят для красоты, так как никакого забора вокруг ярмарки нет, а продают на ней только то, что сделано своими руками.

Каждый раз фестиваль проходит в другом месте, мигрируя по территории Калужской области. Скажете - не рационально. Возможно, ведь перед каждым фестивалем сюда приезжают до трех сотен добровольцев, которые строят сцены, мосты через реку (река - обязательное условие при выборе местности), а после фестиваля ненужное разбирают. Если было использовано поле - перепахивают. Ведь если каждый год проводить фестиваль в одном и том же месте - природа не выдержит такого наплыва людей (в этом году на фестиваль приехало около 100 тысяч человек!). А вот начинался фестиваль в 2003 году всего с одной сотни зрителей.

Принципиальное отличие «Холмов» от всех других фестивалей в том, что организаторы делают его для души, а не ради получения прибыли. Поэтому здесь нет никаких спонсоров, никаких пивных палаток с навязчивыми изображениями логотипов, никакого платного входа. Не делает фестиваль и рекламы. Ведь качественный продукт не нуждается в рекламе - людская молва сделает его известным. Организаторы, кажется, наоборот заинтересованы, чтобы людей приезжало меньше, но приезжали именно те, кому это интересно. Как сказал в своем интервью руководитель фестиваля Денис Харлей, «мы хотим, чтобы люди приезжали не просто тусить и пить пиво, а чтобы они понимали, зачем они сюда приехали - слушать музыку и получать от нее удовольствие. Просто праздно шатающиеся люди нам не интересны. Зрители должны понимать, зачем они сюда приехали: прежде всего музыку слушать - новую и интересную».

А закончить рассказ о фестивале хочется еще одной цитатой из интервью Дениса Харлея: «Мне категорически не нравится то, что сейчас происходит в стране, потому что наша общая ориентация на деньги - это полный бред, и это нужно искоренять.

Мы хотим, чтобы на фестивале было больше внятных людей: счастливых, красивых, довольных, улыбающихся. Чтобы было больше хороших людей - приятных и интересных нам. Людей, понимающих, что деньги - это не просто не главное, это последнее, ради чего стоит жить. Что все, что происходит в городе, а тем более в таком, как Москва, совсем никуда не годится. Что все должно быть по-другому - все должно развиваться, трансформироваться через культуру, искусство, творчество.

И мне кажется, что наш фестиваль потихоньку может что-то изменить в этом мире».

Автор: Илья Фетисов, Киев-Калуга-Мосальск-Пустые Холмы-Киев
Источник: газета «Коммунист»


Список всех новостей

распечатать

вернуться на страницу