на главную Написать письмо Живой журнал Холмов Группа ПХ Вконткте Youtube-канал ПХ Карта сайта ENG
События в мире КИНО, АНИМАЦИИ, ЖИВОПИСИ. ВЫСТАВКИ. Фото, картины, ярмарки, хэнд-мейд.

Фестиваль свободного творчества


 
 
ФЕСТИВАЛЬ СОСТОЯЛСЯ! СПАСИБО ВСЕМ УЧАСТНИКАМ!

Выставка «Теория хаоса от М. Мауса»

21.12.2012 — 31.01.2013

Олег Котельников «Теория Хаоса от М. Мауса»

Олег Евгеньевич Котельников — фигура легендарная. Без него невозможно представить альтернативную культуру 1980-х, бешеный драйв которой озарил своей ярко-цветастой энергией время «перестроечных» надежд. Художник, поэт и музыкант Олег Котельников — активный деятель всего чего только можно в искусстве Ленинграда с середины 1970-х и до сего момента. Олег Котельников и Тимур Новиков учились в одном классе и даже сидели за одной партой, и до конца жизни Тимура были ближайшими друзьями. Еще в 1976 году они организовали музыкальную группу «Монсетрз», чье творчество в жанре черного юмора сильно повлияло на формирование такого оригинального явления конца 80-х, как «Некрореализм» (а по словам самого Котельникова просто перевоплотилось в него). С 82 года началась целая эпоха: образовалась группа «Новые художники», ставшая позднее почти что безграничной в своем составе. И Котельников, один и её лидеров, малевал полотна в «диком стиле» на любой поверхности от банального холста до занавески в ванной. Именно Олегу принадлежит изобретение главного лозунга ленинградского искусства 80-х «АССА-Е-Е». Если приглядеться, на его картинах нет-нет, да и выпрыгнут где-нибудь заветные буквы. «АССА» назвалась галерея в квартире Тимура Новикова, где у Котельникова в 83-м состоялась первая персональная выставка, которая была у него единственной вплоть до распада Советского Союза. Так появилось и название известного всем фильма. А удивительные «Сны Бананана» — ни что иное, как авторская продукция Олега Котельникова, сделанная в студии параллельного кино «Мжалала-фильм». Одновременно с изобразительным искусством Котельников все время занимался музыкой, играл в группе Андрея Панова (Свина) «Автоматические удовлетворители» (в которой начинал и Виктор Цой) и «НЧ/ВЧ», работал с «Поп-Миханикой» Сергея Курехина, а еще делал им и «Кино» декорации к концертам.

Когда Тимур Новиков резко сменил художественный курс, Котельников в отличие от многих, не ушел за ним в неоакадемизм. Остался верен эстетике ярких красок и иногда «до смеха» мрачных сюжетов. В 1991 году Новиков и Сергей Бугаев (Африка) подарили часть своих собраний произведений «Новых художников» в Русский музей. Так «Новые» и с ними Олег Котельников оказались в одном из главных музеев страны. Причем работ было столько, что даже хватило на персональную выставку Олега в 2001. Меньше месяца назад мы имели счастье созерцать ретроспективу группы под названием «Новые идут!» в Московском музее современного искусства. Конечно, там было много работ Котельникова. А состоявшийся двумя годами раньше показ «Новых» в ГРМ даже назывался по одной из ранних картин Котельникова «Удар кисти». По-моему, лучше названия не придумаешь. И к выставке, и ко всему раннему творчеству художника. Столь экспрессивны были его опыты 80-х. «Рисовалось все по-разному, минут от пятнадцати до часу», — вспоминает он. Сюжеты того времени можно объединить словами Михаила Бахтина «Смеяться, когда нельзя». Операции, бойни, санитары-оборотни, больные. Нет, конечно, были и оптимистичные картины, но все же увлечение некоторой «чернушкой», невозможно отрицать. В картине «Больной» (сер.1980-х) — в виде скелета изображен и герой картины, и рентгеновский снимок, выполняющий здесь роль известного символа бренности жизни. А вот картина «Прекрасная баба» (1984), которая, на полном серьезе, изображает обнаженную женщину с ярко-красным телом. В углу вновь череп с костями. В картине «Арт-манеж» (1984-85) художник доводит ситуацию совсем уже до полного абсурда. Запихивает в детский манеж скелетов-маденцев, словно намекая на то, что на выставке одни инфантильные монстры. И вновь в углу как в лучших традициях аллегорических изображений — череп. При вот такой нарочито детской буквальности манеж — так манеж, прекрасная, так красная.

Неимоверность нашей яви

Смешна бесстыдна и глупа,

Но так бесстыдна, что вправе

Смеяться только черепа.

Поль Верлен «Катрен»


Не правда ли, стихи XIX века сегодня невероятно актуальны?

Тему Memento mori мы видим вновь в работах Котельникова спустя много лет. Серия «Теория Хаоса от М.Мауса» возвращает нам Олега не только как живописца, но и как последовательного анархиста (определение Е. Андреевой), который продолжает разрушать основы и игнорировать правила. На первый взгляд абсурдное название, таит в себе массу смыслов. Конечно, оно указывает на связь с известным мультяшным персонажем, вновь обращаясь к детскому дискурсу. Но Котельников идет дальше, вновь применяя логику ребенка («Би-би-си для бебиситтеров»). Ведь он как всегда прав, разъясняя нам, что название упоминаемого в Библии города Эммаус любой ребенок написал бы именно так. Да и сама серия — как своеобразный алтарь с житиями и образами. Черепа и скелеты (а именно они изображены на картинах) какие-то все веселые, смешные. Они полны оптимизма. Вроде бы и «суета сует», но и «все вернется на круги своя», цикличность космоса и хаоса. Скелеты занимаются спортивной борьбой, череп мечтает о новогодних подарках. Уже вроде бы и в вечности, но еще не ушли в бесконечность, не стали «нолем». В этом есть какой-то высший фарс, вроде «Кошмара перед Рождеством». А может быть, это всего лишь вольный пересказ известной сказки Гофмана, где мыши хотели захватить мир?

Или вновь намек на возможный приближающийся конец света? А на этот случай у Олега

Котельникова есть ответ, уже в стихах:

Свет померк и тьма ночная

Как волков голодных стая

Налетела на планету

Мстя за все обиды свету

Отраженному луной

Этой спутницей земной

Загороженной от солнца

мощной дружеской спиной.

Юлия Лебедева


Pechersky Gallery
Время работы:
21.12.2012—31.01.2013
12.00 - 20.00
Выходной - понедельник.

Вход - свободный.


Внимание!
Pechersky Gallery закрыта с 29.12 по 8.01.2013, а с 8 по 15 января 2013 г. будет работать по звонку: тел. +7 985 920 88 51
График работы других галерей в новогодние праздники вы можете узнать здесь.

Адрес:
Москва, 4-й Сыромятнический пер.1, стр. 6
Телефон: 228-11-59
http://winzavod.ru





Все события

О разделе

В разделе «Культпоход» освещаются события из мира кино, театра, анимации, фото, живописи, а также информация о выставках, ярмарках, познавательных лекциях и мастер-классах, в том числе по изготовлению вещей своими руками (hand made).

Здесь вы узнаете о мероприятиях, которые будут интересны как взрослым людям, так и детям!

Раздел ведет: Ирина Носкова
cult@holmi.ru

© 2003 Организационный комитет фестиваля «Пустые Холмы»