Авдей Тер-Оганьян - Кубизм
20.04.2007 20:30
С 20 апреля 2007 года
Выставка работает с 12.30 до 19.00. Кроме ВС.
Вход бесплатный.
Оговорки по Фрейду
К раннему модернизму у русских художников очень напряженное и оченьличное отношение. Сначала Казимир Малевич сделал рывок "От кубизма ксупрематизму". Русский бунт и русская революция происходили не впомещении Всемирного Музея, как у европейцев, а в пространстве текста:Малевич, как и подавляющее большинство русских авангардистов никакогореального кубизма и в глаза не видели, в наличии имели толькокритические тексты. Исключение составляет только Владимир Татлин,который под видом слепого бандуриста пробрался в мастерскую Татлина сцелью промышленного шпионажа. Этот "слепой" метод экспроприацииэкспроприаторов и стал ключевым для всего русского искусства и достигнаибольшего размаха с выходом в 1968 году книги "Кризис безобразия",Михаила Лифшица и Лидии Рейнгардт. (Кстати, подзаголовок этогоканонического сочинения - "От кубизма к поп-арт"). Во временапостмодернизма, то есть в конце восьмидесятых - начале девяностыхТер-Оганьян добродушно деконструировал этот процесс слепого копированияавангарда со слепых изображений из советских книжек, разоблачающих всюмерзость капиталистического искусства. К тому моменту нонконформизм ужеподнимался на пьедестал, поэтому вспоминать о том, из какого сора росликартины уж никто и не хотел. При этом сам Авдей ни на кого личнопальцем не показывал, скрывшись под личиной простодушного провинциала,которому никак не удается приобщиться к сокровищам мировой культуры.Понятно, что все титанические усилия этого персонажа этот заведомообречены на провал.
Катастрофическим провалом закончилась и акция Авдея "Юныйбезбожник". Он всего лишь пытался доказать фатальную невозможностьосуществления радикального жеста, повторяющего радикальный жест.Однако, общество явочным порядком присвоило ему статус отреченногоавангардиста, опровергнув, таким образом, изначальную стратегиюхудожника. В новейшем проекте "Нецензурной живописи" Тер-Оганьян, уже вкачестве сертифицированного прокуратурой кощунника переместил позициюфиктивного автора. Переквалифицировавшись из наивного модерниста внаивного зрителя, он вплетает в классические образцы модернизмаобсценную лексику, материализуя мысли, возникающие в сознании людей,утверждающих, что они "Не понимают Малевича". Однако, главный объекттакого "непонимания" - Пабло Пикассо, любимый художника Тер-Оганьяна. Ипоэтому ловко вставленные в его картины нецензурные русские слова сформальной точки зрения на его картинах выглядят наиболее убедительно.Именно Пикассо и сделал классическую картину столь непристойнымзрелищем, что ему этого кощунственного деяния никак не могут простить ичерез сто лет. Однако, следует здесь напомнить, что мракобес иметафизик Жорж Маритен в 1927 году настаивал на том, что "Бунткубистов, напомнив живописи о требованиях, присущих искусству вообще,сослужил ей добрую службу, напомнив о ее собственной сущности"("Величие и нищета метафизики"). И в этом смысле объявленный в розыскза авангардизм Авдей Тер-Оганьян является самым прямым наследникомкубиста Пабло Пикассо. Он готов на все, лишь бы вернуть искусству егоауру, об утрате которой объявил еще марксист Вальтер Беньямин. Самымнепристойным, грязным, бесстыдным (obscene) в эпоху бесконечногомеханистического воспроизводства образов является только личное,загнанное глубоко внутрь общественного подсознания.
Андрей Ковалев
СХЕМА ПРОЕЗДА НА ВИНЗАВОД
Все записи