на главную Написать письмо Живой журнал Холмов Группа ПХ Вконткте Youtube-канал ПХ Карта сайта ENG

Фестиваль свободного творчества


 
 
ФЕСТИВАЛЬ СОСТОЯЛСЯ! СПАСИБО ВСЕМ УЧАСТНИКАМ!

«Засуха потребления нас не победит никогда…»

14.09.2013 03:50

В июле 2013 года на берегу Белого моря во второй раз прошел культурно-экологический волонтёрский фестиваль «Тайбола. Ближе к корням». Посетители фестиваля имели возможность сходить на уникальные мастер-классы, поучаствовать в любопытных конкурсах, послушать необычную музыку и насладиться природой Белого моря. О тонкостях и подводных камнях фестивальной жизни MyFest.ru побеседовал с организатором «Тайболы» и различных культурных мероприятий в Северодвинске и Архангельске Ильей Кузубовым.



Смотря видео с «Тайболы», складывается впечатление, будто это «Пустые холмы». Как тебе это удалось?

Цели копировать кого-либо не было, и тем более копировать один в один «Пустые холмы». Да, мы используем те же принципы, применяем наработанный опыт. Но у «Тайболы» есть много своего, уникального: визуализация пространства, строительный материал, место проведения, некоторые продвигаемые идеи. Наверное, сейчас «Тайбола» похожа на ранние «Пустые холмы», которых я не застал. Например, в прошлом году была настолько волшебная, с почти семейной атмосферой, что мне просто не с чем сравнить.

Когда и при каких обстоятельствах тебе впервые пришло в голову организовывать свой фестиваль? До первой поездки на «Холмы» или после?

Если говорить о фестивалях на открытом воздухе, то после посещения «Пустых холмов».

Чего ты хочешь добиться? Зачем и почему тратишь такое гигантское количество сил?

Одним словом трудно ответить на этот вопрос. В фестиваль заложено несколько важных и практически равнозначных идей. «Тайбола» существует, чтобы поднимать культурный уровень, «прокачивать» экологическую ответственность, популяризовать здоровый образ жизни и рассказывать о Белом море гостям фестиваля. А также чтобы прививать любовь к своему дому у местного населения, на личном примере доказывать силу самоорганизации (не надо жаловаться на жизнь, надо строить её и помогать другим) и давать возможность молодым семьям и вообще людям всех возрастов хорошо отдохнуть, набраться сил перед зимой и рабочим годом. Фестиваль должен будить в людях творческое начало, для этого мы проводим конкурс арт-объектов из плавника и топляка, устраиваем мастер-классы и воркшопы. Большое количество малых площадок — это новый опыт, который обязательно поможет найти себя в жизни, а не тратить время бесцельно на интернет или вредные привычки.

Мы стараемся уделить внимание и русской традиции: песням, играм, ремёслам. Хороводы и буза — не менее интересное занятие, чем йога или каратэ; блины — не менее вкусны, чем халава или роллы. Хотя, конечно, культурные течения Востока тоже представлены на фестивале. Просто есть определённые моменты в истории России, когда дискредитировалось собственное наследие. И хотелось бы без квасного патриотизма и «лубка» показать, что наши корни тоже интересны в разрезе мировой культуры. Хочется уйти от пренебрежения к самим себе.

Отдельно стоит рассказать о «Солнечной гульбе» — спортивной площадке «Тайболы». В этом году там было представлено множество направлений: единоборства, командные игры, зарядки, турники, различные гимнастики, танцевальные мастер-классы, организована велопарковка. Все фишки оказались востребованными. Выходит, случайному гостю не зазорно и спортом заняться, и книгу в нашем «Книжном шкафу» прочитать, и музыку народную послушать. Есть огромный культурный пласт, который игнорируется современным обществом. Хотелось бы и эту ситуацию как-то исправить.



«Тайбола» — это проекция нас самих, альтернативная модель общества, где всё намного добрее, теплее, ближе и проще. Без чрезмерной коммерции и товарно-денежных отношений, без вала рекламы, политики, религии и алкоголя. «Тайбола» — это приятное место для адекватных людей без каких-либо перегибов. Наша цель — запустить процесс осознания себя, донести мысль о том, что мы сами в ответе за свою жизнь и своё окружение. Когда у человека есть выбор, он начинает сравнивать и думать. Думающий человек не станет бросать бычки на асфальт или всю жизнь ходить на нелюбимую работу и страдать от этого. Он найдет в себе силы бросить вредные привычки и отыскать своё место в мире.

Откуда ты эти силы берешь?

На этот вопрос лучше ответит этот видеоролик:



Чувствуешь ли ты какую-то отдачу от того, что делаешь?


Думаю, да. Наша команда растёт, мы привлекаем всё больше и больше неравнодушных людей. Фестиваль выводит из тени творческих людей, помогает поверить в свои силы. Процесс ещё, конечно, не так масштабен и силён, как должен быть. Добрая половина гостей воспринимает «Тайболу» как бесплатное развлечение. Тем не менее, фестиваль незаметно влияет на всех присутствующих, даже на тех, кто приехал со «своим самоваром» и не желает принимать наши правила. Через год-два-три, скорее всего, это будут уже другие люди.



Когда идёт дождь, на воде от капель появляются круги, которые пересекаются друг с другом. «Тайбола» — это дождь, круги на воде — это чувства конкретных людей. Надеюсь, что засуха потребления нас не победит никогда и хорошие эмоции будут давать силы для новых подвигов. Мы в начале пути, поэтому рано говорить всерьёз про итоги и последствия.



Для кого ты делаешь свой фестиваль? Пытаешься ли таким образом достучаться до людей? Если да, то какие струны надеешься задеть, оживить?

Мы делаем фестиваль абсолютно для всех. Всех, кто открыт к новому, кто хочет общаться с приятными, добрыми и интересными людьми, кто хочет поделиться своими знаниями и умениями, кто любит природу и открытый воздух. Основная аудитория — это молодёжь от 20-ти до 35-ти лет, но жёстких возрастных рамок нет. Интересно будет всем, от дошкольников до пожилых людей. Разумеется, кто-то не понимает, для чего проводится фестиваль, но всё равно приезжает. Вот до них мы и хотим достучаться, пытаемся снять комплексы и шаблоны, убрать замки в голове.

Как ты отбираешь участников? Какой главный критерий отбора?

С одной стороны, мне пишут и звонят знакомые артисты, которые хотят выступить. С другой, мы стараемся приглашать иные интересные коллективы. Всё зависит от гастрольных графиков и бюджета. В дебютный год он был скромен, привозных групп не было, за исключением столичной команды «ГДР», которая по дружбе приехала к нашему звукорежиссёру (и прокатчику) в гости. Дорожные расходы отбили параллельными концертами. Этим летом ситуация с деньгами была ощутимо лучше, мы смогли привезти уже несколько достойных команд из других областей.

Если говорить про жанры, то мы делаем ставку на такие направления, которых практически нет в регионе. Это смешение этнической и электронной, инструментальная и экспериментальная музыка, добрый реггей, «созерцательная» и атмосферная электроника (даб, эмбиент, чилл-аут).
Классический рок-н-ролл и хороший джаз есть и на Севере, не говоря уже про хард-рок, русский рок и всевозможные металлы. Агрессивная, деструктивная, строго социальная тематика, по-моему, идёт вразрез с основным настроением фестиваля. А джазовые мэтры, надеюсь, ещё обратят внимание на «Тайболу».



Есть ли музыканты, выступлением которых на «Тайболе» ты гордишься?

Все, кто играет на основной сцене, мне нравятся, так или иначе. Я горжусь нашими командами, такими, как «Ягода Гало» (indie, world music) или «Три Ри» (post-rock, experimental). И очень рад, когда получается пригласить таких артистов, как Atlantida Project, Kalashnikovband, SAGE или Фёдор Ларюшкин. Нет единого критерия отбора и нет возможности упомянуть все команды в одном интервью. Главное — это хороший исполнительский уровень, своё лицо, подача, искренность. В первую очередь «Тайбола» — не музыкальный фестиваль. Тем не менее, на следующий год я постараюсь привезти 15 или 25 команд из других регионов или стран. Есть огромное количество интересных музыкантов высокого уровня, которых толком не знают ни в Архангельской области, ни в России. Хочется достать все жемчужины со дна океана. Пусть наши гости удивляются этому разнообразию, а артисты находят благодарных слушателей.

Каким образом удается привозить так много музыкантов? Оправдано ли это?

Гастроли музыкантов, безусловно, оправданы. Хочется слышать на фестивале новую интересную музыку, и если сам не пригласишь артистов, то никто этого не сделает. О технических моментах я уже сказал. Кстати, фестивальный автобус из Москвы позволил привезти несколько отличных банд и целую бригаду волонтёров. Будем продолжать работать в этом направлении. Может, запустим в следующем году автобусы из Санкт-Петербурга и других крупных городов.



Каким образом финансируется проект? Трудно было начать? Тяжело договариваться с местными властями, получать разрешения?

Начать в какой-то степени было легче, чем продолжить. В дебютный год мы рассчитывали в первую очень на свои средства и небольшую помощь от сбора добровольных пожертвований и спонсоров. В итоге фестиваль вышел в ноль при бюджете в 200 тыс. рублей. Там, где обычно фигурировали деньги, часто получалось решать вопросы без их участия. Всё происходило по принципу «взяли взаймы — отбились (кафешкой, ярмаркой и сувенирами) — отдали долги». Дебютный фестиваль вышел скромным, где-то даже суровым. Но всё было сделано с пониманием и душой, поэтому от первой «Тайболы» остались светлые воспоминания.

Заработав имя, мы заручились поддержкой администрации Северодвинска и принялись писать проекты для участия в конкурсах на соискание грантов. Существует огромное количество различных программ, где можно получить финансирование. Муниципальных, областных, федеральных, мировых. На данный момент «Тайбола» взяла только первые две высоты. Мы выиграли два гранта от Министерства по делам молодежи и спорту Архангельской области, грант от администрации Северодвинска, получили поддержку Агентства природных ресурсов и экологии Архангельской области в рамках Года охраны окружающей среды. С генераторами помогли Северодвинская служба спасения, национальный парк «Русская Арктика» и частные организации. Половина бюджета «Тайболы-2013» — это государственные деньги. Хочу отметить, что в двух профильных областных конкурсах мы пролетели, поэтому пришлось сокращать программу. Гранты — это достаточно трудный и муторный путь. Фактически надо написать небольшой диплом, и нет никакой уверенности, что затраченные усилия как-то окупятся.



Недостающие средства мы собрали с помощью спонсоров (коммерческие организации и некоммерческие фонды), добровольных пожертвований, отбили фестивальными кафе, продажей сувениров и другими дополнительным услугами (баня, велопарковка, ярмарка, фестивальные автобусы). Чтобы собрать бюджет фестиваля «Тайбола. Ближе к корням» мне пришлось потратить полгода жизни. Необходимо дать миллион интервью, написать тонну бумажек, быть в нужное время в нужном месте, посещать различные собрания и конференции, делать триллионы звонков. И поэтому сейчас я методично пишу отчёты по грантам, а не загораю в Крыму. Надеюсь, в следующем году этот процесс пойдёт проще и все брошенные в землю семена дадут всходы. Есть идеи выйти на уровень стран Баренц-региона, где также существуют различные программы поддержки культуры.

На «Тайболе» нет билетов, нет заборов, мы не продаём места под палатки, цена за участие в ярмарке и цены в фестивальных кафе более чем лояльные. В первую очередь этот проект живёт не ради денег. Поэтому процесс «наполнения казны» достаточно непрост. Но если удаётся справиться с этой задачей два года подряд, значит, всё получится и в третий раз, значит, это нужно не только мне.

С властями мы активно сотрудничаем. Многие понимают, что Поморью необходимы современные культурные события, развитие событийного туризма. Нельзя сказать, что всё просто, но в любом случае я благодарен за поддержку. Есть договорённость, что на «Тайболе» не будет политики, религии, какой-либо агрессивной агитации и чрезмерной коммерции. Пока работает это соглашение и есть добровольцы, готовые помогать, фестиваль будет проходить. Это уникальный случай, когда «свободные художники» и власти пошли на компромисс ради общего хорошего и доброго дела. Надеюсь, это будет не единственный пример. В следующем году мы планируем изменить место проведения фестиваля. Придётся сотрудничать с другими административными районами, выходить на областной уровень, взаимодействовать с новыми людьми. Надеюсь, всё сложится так же хорошо, как и в родном Северодвинске.

Каков финансовый итог «Тайболы-2013»?


Уверенный плюс, который позволил покрыть все расходы и вложить некоторые средства в развитие. Например, мы смогли арендовать гараж под фестивальный склад до следующего года. Собираемся зарегистрировать свои графические знаки, приобрели небольшую камеру для нашего сайд-проекта «Творческое объединение „Иноходец“», силами которого создаются ролики о «Тайболе» и Белом море, оплатили ремонт фестивального фургончика. В общем, всё хорошо.



Что вообще самое трудное в организации фестиваля?

Трудно победить свою лень и инертность. Всё остальное — намного проще. И времени на сон иногда не хватает, но это не смертельно.

А самое приятное?

Встречи с новыми людьми, музыка, скульптуры из плавника и неожиданные моменты, которые творят волшебство. Когда солнце, ещё недавно скрывшееся за горизонтом, начинает подниматься из-за моря. Оно ярко светит, точно в окна нашей «Яранги Солнца». На часах около 4-х утра, фестиваль спит, и немногие видят восход. И в этот момент ты слышишь реплики наших московских друзей, которые восхищенно шепчутся: «Вот, почему это „Яранга Солнца“!» Белые ночи — это настоящая магия, которая пробивает даже бывалых путешественников. Много всего происходит на тонких уровнях. Это можно только почувствовать, но невозможно описать словами.



Чувствуете ли вы себя частью фестивального движения?

Сейчас проводится много различных фестивалей. Думаю, хотя бы часть из них нам близка по духу и целям. Чем больше будет таких проектов, тем лучше.

Как думаешь, почему именно сейчас так популярна идея фестиваля? Что это? Потребность людей развлекаться, объединятся, менять мир?

Это симбиотический процесс. Развитие через развлечение, через смену социальных ролей. Изменив себя, изменим мир. Мы пытаемся рассказать, что есть нечто большее, чем схема «учёба — работа — семья — двухнедельный отпуск — потребительские кредиты — снова работа». Можно и нужно быть активным всю жизнь, совсем необязательно в 25 лет выглядеть на 40 и становиться стариком внутри. Надо удивляться и удивлять на протяжении своего жизненного пути. Человек всю жизнь играет. Кто-то в большие машинки, кто-то в модные сумочки, кто-то в фестивали, а кто-то в детстве не наигрался в «Монополию» и пытается заработать все деньги мира. В механизме игры ничего плохого нет, вопрос только какие цели перед собой ставит игрок.

Посоветуй что-нибудь тем, кто только собирается организовать свой фестиваль?

Надо понимать, зачем ты это делаешь, верить в себя и не бояться любой работы. Вера в своё дело — мощнейший ресурс, который моментально превращается в то, что тебе необходимо в данный момент. Нужны какие-то действительно светлые цели, и тогда всё получится.



Как бы ты мог описать фестиваль своей мечты?

Фестиваль моей мечты — это большая семья, где все друг друга знают, ценят и любят. Это, безусловно, красивое и интересное место. Причём все процессы цикличны и понятны, как смена времён года на планете. В двух словах, это гармония и интересные увлечённые люди.

Каким бы ты хотел видеть MyFest.ru? Какую задачу, на твой взгляд, должен выполнять информационный портал о фестивалях?

Мне кажется, что каталог фестивалей должен только расти и шириться. Хотелось бы больше живых репортажей с мест событий. Наверное, необходимо написать приложение для мобильных устройств, чтобы MyFest.ru был всегда под рукой и стал своего рода навигатором и гидом по фестивалям в ХХI веке. В общем, больше актуальной информации о предмете, а остальное приложится.

Желаю порталу MyFest.ru процветания, журналистов-добровольцев, роста в качестве и количестве! (:








Видео «Тайбола 2013. Ближе к корням. Timelapse», автор: Алексей Смирнов
Авторы фотографий: Алина Заколупина (Geometria.ru — Северодвинск), Shade-cat, Илья Михайлович (fotoles.ru)
Источник: http://myfest.ru/



Все записи

© 2003 Организационный комитет фестиваля «Пустые Холмы»