Open-Air фестиваль свободного творчества


Свет с Запада. Фестиваль Burning man: взгляд из России.

01.10.2013 01:03

Burning Man  – фестиваль "радикального самовыражения", который разворачивается ежегодно в пустыне Блэк-Рок (США). История фестиваля парадоксальна. В 1986 году Ларри Харви – молодой художник из Сан-Франциско – соорудил из дерева девятифутовую человеческую фигуру, а затем сжег её на одном из пляжей. "Я понятия не имел о ни о каком "плетеном человеке" и фильма такого не смотрел", – рассказывал он потом. Странный перфоманс Ларри Харви, равно как разгоревшийся из этого фестиваль, пожалуй, и впрямь не имеют никаких мрачных ритуальных подтекстов. Как всё выглядит сейчас?
фото: Trey Ratcliff

Мощный поток удивительных творческих фриков наводняет пустыню, и на несколько дней там возникает непредсказуемая реальность, где отсутствуют деньги, зато есть кочевые картинные галереи, дружелюбные марсианские гусеницы, телефон, который звонит на небо, много музыки, танцев и ежедневная газета, освещающая творение нового мира.

В этом году на  Burning man впервые отправилась российская творческая группа, со своим очень масштабным проектом.

"Тиранский вестник" не мог остаться в стороне от такого события и поспешил взять интервью у одного из авторов проекта, организатора легендарного фестиваля "Пустые Холмы" – Дениса Харлея.


ТВ: Денис, первый вопрос – мимо темы, личный интерес, что называется... Скажи, что с Холмами? Есть шанс вновь увидеть фест во всем его великолепии?

Денис: Как Джа рассудит... Вообще, когда меня спрашивают, будут ли Холмы, - я говорю, что они есть. Мы никуда не делись. Пустые Холмы - это ведь не только фестиваль, это своего рода сообщество людей, которые реализуют самые разные идеи. Смотри: "Быть добру", "Город золотой", недавний анимационный фест – "Бессонница", "Тайбола" – всё холмовские затеи.

ТВ: Ага, это как с материализациями "Картонии"! Есть команда, люди, которым интересен общий концепт, идет какая-то работа – и однажды на местности разворачивается масштабный проект.

Денис: Да, примерно так. Сейчас наша задача – найти новых людей, дать им возможность пробовать свои силы. Мы ищем новые пути.  В итоге должен сложиться некий паззл, возможно, это будут очередные ПХ, возможно, что-то еще. Главное направление – создание пространства для вовлечения зрителей, для совместного действия.

ТВ: Здесь, кстати, начинаются параллели с Burning Man: всеобщее участие – один из основных принципов фестиваля.

Денис: Мы не стесняемся учиться у американцев. Burning Man – лучший фест на планете – ни много, ни мало. Там реализованы практически все идеи, которые можно было реализовать. Это мощный творческий прорыв для людей, которые туда попадают. Второй смысл сочетания "Бёрнинг мэн"– горящий человек, – человек, который загорается некоей идеей, зажигает других. Понимаешь, там создается пространство, где быть невовлеченным – значит, чувствовать себя глупо. Мы неоднократно слышали такие комментарии – вот ты приехал туда чисто понаблюдать, даже без костюма –  и ты чувствуешь себя не у дел. И незаметно как-то начинаешь искать способы заявить о себе.

Фото: Stewart Harvey, Rick Egan

ТВ:  А как можно реализовать свои творческие порывы, если ты приехал, грубо говоря, с улицы, без тщательной подготовки?

Денис: Ну, во-первых, внешнее отображение – нереальное, космическое! Это фестиваль фриков, здесь нужно по-особому выглядеть (поставь курсив). Кроме того на фестивале существует «правило обмена» – там нет денег, запрещена торговля. Соответственно, то, что ты даешь людям есть твое участие: ты так отображаешь себя в пространстве, и пространство отвечает тебе.

Фото: Ales Prikryl

ТВ: Удивительно, как им удается поддерживать в равновесии эту живую систему – она же огромна. В 2013 году на фестивале собралось 50 тыс. человек.

Денис: Я же говорю – Burning Man – уникальный проект. Знаешь, не самое сложное дело – собрать 50 тысяч народу. На холмах бывало и больше. Круто, что Burning Man – это  действительно живая, альтернативная реальность. И это система, да: порядок там на уровне. Кстати, они не расширяют фестиваль. Я слышал, что у организаторов договор с хозяевами территории – индейцами – не увеличивать количество участников. Но мне кажется, здесь еще осознанный выбор, чувство меры:  ребята сумели остановиться, хоть они и выручают большие деньги за билеты.

ТВ: Там еще индейцы есть поблизости? Для большего колорита... И как они реагируют на собравшихся?

Денис: Нет, индейцы отдельно. Действие проходит на дне высохшего озера. Там не живет ничего, абсолютный ноль. С другой стороны, фестиваль захватывает несколько штатов - возникают специальные магазины, множество мастерских, где собирают большую часть арт-объектов. Подготовка идёт очень масштабная. Организация фестиваля фантастическая – то есть, они фрики фриками, но при этом четко знают когда, кто и с чем приедет, где и что находится на территории феста.

ТВ: Насколько я понял, объекты славятся своими размерами. Хорошо американцам – нет проблем с транспортировкой, монтажом. Вам, вероятно, было сложнее.

И, собственно, ключевой вопрос – с чем российская команда приехала на фест?

Денис: Наш проект назывался "Колыбель мира". Авторами были Александр Миронов, Семен Паяин и я. Уточню, кстати: я готовил нашу инсталляцию, вел переговоры и так далее, но на сам фест не поехал. Так уж получилось. Насчет нашего объекта: "Колыбель мира" представляет собой четырехгранную пирамиду высотой 11 метров, разомкнутую у вершины. Ширина в основании – около 20 метров. Внутри пирамиды находится макет станции «Мир», которая как бы парит над землей.

Фото: Ron Lussier

ТВ: Попытался представить – закружилась голова. Какая идея закладывалась в основу сооружения?

Денис: Тут предполагается ответ на страничку, а то и на две. Смыслов заложено много. Если в двух словах... хм... Что такое станция "Мир"? Послание землян Космосу, суть человечества, сконцентрированная в одном месте. Так вот, что мы, земляне, можем сказать другим мирам? Как мы видим себя во Вселенной? "Мир" – проводник между человеком и непознанным, открытым пространством.

ТВ: The medium is the message... И как это было привязано к общей теме нынешнего феста – Культу Карго?

Денис: Карго-культ не что иное, как обожествление техники, творения рук человеческих, это раз. Два: помнишь, у Фейнмана – превознесение науки до культа, поклонение формальным атрибутам науки...

ТВ: Гагарин летал в космос, но Бога там не видел...  Да, станция "Мир" – отличный символ размытости контуров знания... А расскажи,  что происходило вокруг "Колыбели"...?

Денис: Постоянное движение, как и везде на фестивале. Люди подходили, удивлялись, спрашивали (около объекта всегда дежурил кто-то из наших), оставляли послания Космосу, устраивали спонтанные вечеринки, сейшены. Большинство сцен на фестивале – передвижные, возле инсталляций периодически возникают такие "очаги культуры", мета-фестивали, можно сказать.


Фото:Cliff Baise

ТВ: Целая неделя без тормозов. И чем всё закончилось?

Денис: В последний день сжигается главный объект – огромная человеческая фигура. До того ты можешь спалить свою инсталляцию (это оговаривается заранее). Наша "Колыбель" была полностью из дерева, и, как мне сказали, прекрасно горела.


(Фото-панорама проекта "Cradle of Mir" )

ТВ: Очень хочется пообщаться с участниками событий...

Денис: Так они еще не вернулись. Ждем к началу октября. Я сам с ними связывался только по скайпу.

ТВ: И как они?

Денис: Глаза большие, говорят сбивчиво. Долго еще отходить будут...

ТВ: А что им сюда спешить... Впрочем, намечаются ПХ-Город Золотой, верно?

Денис: Да, в Тульской области, в последние выходные сентября и в первые – октября. Это не Burning Man, специфика иная. Народу не очень много, лес, речка, Рома ВПР всё камерно, уютно. Приезжайте.

фестиваль "Город Золотой"  (27-29.09, 04-06.10)

 

Фото: Steven Fritz



 
Оригинал статьи - Тиранский вестник


Все записи

распечатать

вернуться на страницу