Интервью с одним из организаторов ПХ Денисом Харлеем
09.06.2007 02:00
ДенисХарлей, организатор фестиваля «Пустые Холмы»: «Главное, чтобы каждый,кого я встречаю на «Холмах», был бы мне другом и братом»
Совсем скоро, с 9 по 12 июня, на берегах живописной реки Лужи, что протекает рядом с городом Малоярославец Калужской области, состоится одно из самых ожидаемых событий лета (во всяком случае, для нас) — фестиваль «Пустые Холмы». «Холмы» принципиально отличаются почти от всего того, что в России принято называть модным словом «open-air»: здесь нет хедлайнеров, которые «тянут» фестиваль, нет платы за вход, нет «генерального спонсора», и много чего еще нет. Например, драк, свинства и прочих радостей, что традиционно сопровождают молодежные музыкальные мероприятия. Даже «генерального» жанра нет — ни рок, ни этно, ни фолк фестивалем «Холмы» не назовешь. Условие только одно — музыка должна быть хорошей, интересной и живой. Вот о том, кто, зачем и для кого делает это чудо, нам и захотелось поговорить с одним из организаторов и отцов-основателей фестиваля «Пустые холмы» — Денисом Харлеем.— Я так понимаю, что «Пустые Холмы» — это довольно старая история?
Ну да, первый раз фестиваль проводили в 1998 году, потом был перерыв, и в 2003 году началась новая история фестиваля. С тех пор он и разрастается, во многом помимо нашей воли.
— Вот это, кстати, то, что принципиально отличает «Холмы» практически от всех подобных мероприятий. Обычно организаторы хотят, чтобы народу было как можно больше, а вы специально стараетесь сократить поток желающих: место удаленное выбираете, хедлайнеров скрываете. Вы не хотите, чтобы к вам приезжали люди?
Да, мы не заинтересованы в том, чтобы к нам приезжало много непонятных людей, поэтому стараемся контролировать исходящие от нас информационные потоки. Мы хотим, чтобы люди приезжали не просто тусить и пить пиво, а чтобы они понимали, зачем они сюда приехали — слушать музыку и получать от нее удовольствие. Просто праздношатающиеся люди нам не интересны. Зрители должны понимать, зачем они сюда приехали: прежде всего, музыку слушать — новую и интересную.
— То есть, реклама вам не нужна?
Не нужна.
— А что лично для вас самое важное в фестивале «Пустые Холмы»? Дух, атмосфера?
Для меня самое главное, чтобы каждый человек, которого я встречал на поляне был мне заведомо другом и братом. Я категорически против расширения фестиваля и настаиваю на том, что лучше качество, чем количество. Может быть, это грубовато звучит, но в данном случае мы боремся за «качество» зрителя.
Мы хотим, чтобы было больше внятных людей: счастливых, красивых, довольных, улыбающихся. Чтобы было больше хороших людей — приятных и интересных нам. Людей, понимающих, что деньги — это не просто не главное, это последнее, ради чего стоит жить. Что все, что происходит в городе, а тем более в таком, как Москва, совсем никуда не годится. Что все должно быть по-другому — все должно развиваться, трансформироваться через культуру, искусство, творчество. Конечно, это не только к музыке относится — просто мы, в основном, занимаемся музыкой.
И мне кажется, что наш фестиваль потихоньку может что-то изменить в этом мире. Может, именно приехав на «Холмы», кто-то поймет, что существует на земле музыка хорошая, интересная, новая — совсем не та, что слушает большинство.
— А что значит фраза «мы не хотим хедлайнеров»? Тоже, согласитесь, не вполне тривиальная задача — фестиваль без хедлайнеров?
Это значит, что мы не стремимся набирать обороты и вес посредством хедлайнеров, не хотим за счет них «раскручиваться». Хотя, конечно, боремся за то, чтобы у нас выступали хорошие музыканты. Но все-таки главное для нас — давать возможность выступать новым молодым группам, которые еще неизвестны зрителю.
— А каким образом вы этих молодых и хороших отбираете?
Заявок от групп, желающих выступить, с каждым годом приходит все больше, а потому и система «отбора» каждый раз разная. В этом году, как мне кажется, была создана наиболее совершенная система — мы сделали табличку в Google, и условное жюри, в которое входило около десяти человек: два наших звукорежиссера, я, другие организаторы и активные участники движения, — могли независимо друг от друга посещать эту страничку, слушать музыку и выставлять оценки. Потом отбирали группы с «пятерками», а из них тех, кого мы технически можем привезти.
Кроме того, нам понравился опыт прошлого года, и сейчас тоже будет третья свободная сцена, на ней смогут выступить почти все желающие.
— Я уже поняла, что хедлайнеров на «Холмах» нет, но лично для себя вы кого-то выделяете? Чье-то участие на нынешнем фестивале вам особенно дорого?
Сложно так говорить. Например, мне очень приятно, что будет Старостин (Сергей Старостин , «Этно-Лаборатория»), хотя он по сути как раз хедлайнер, то есть человек довольно известный. Мне приятно, что будет «Фестиваль всего на свете» — это группа, которая почти на каждых «Холмах» выступает, приятно, что в ее составе теперь выступают три организатора фестиваля. Собственно одна из мыслей в 2003 году была о том, что как бы было здорово, если бы когда-нибудь и мы сами тоже выступали на таких сценах. Вот эта мечта и сбылась.
Мне очень понравились несколько групп из тех, что прислали заявку: Samara Джем, Китай-город, Хайле-тунс... Многих можно назвать. Надо сказать, что уровень заявок с каждым годом растет, и это очень приятно. Хочется верить, что это отчасти и благодаря нам. Но это все новые, абсолютно никому не известные команды.
— Но ведь это ж и хорошо?
Да, хотя это тоже непростой вопрос: группы, которые у нас выступили один раз, почти все хотят выступать снова, а как предоставить место и тем, кто выступал, и тем, кого ты любишь, и новым командам, которые очень хочется показать людям. Как все это совместить, если сил и на три сцены итак с трудом хватает?
— А вам не кажется, что это немного противоречащие друг другу задачи: с одной стороны, получается, вы занимаетесь популяризацией неизвестной, но хорошей и интересной музыки, и тогда — чем больше народу, тем лучше, с другой — хотите сохранить атмосферу, дух фестиваля и поэтому «ограничиваете потоки»?
Вы так говорите, как будто на белом свете есть хоть одна идея, внутри которой нет конфликта. Да, конфликт, но в споре, как известно, рождается истина.
— Но ведь на фестивале не только хедлайнеров нет, он еще и позиционируется как внежанровый. Не получается ли из-за этого, что люди как раз едут не за музыкой, а за тем самым «духом фестиваля»?
Тут, действительно, довольно шаткая тропиночка — я уверен, что несмотря на то, что на «Холмах» нет ярко выраженных хедлайнеров, нет жанра, все равно главное и первое, ради чего стоит приезжать на фестиваль, — это интерес к музыке. Причем не ради интереса к какой-то конкретной группе, а ради любви к музыке как таковой. Именно потому, что ты не знаешь, что тебя ждет. Люди заходят на сайт, смотрят список и понимают, что они половину команд не знают. Но это же и интересно, когда ты приезжаешь и делаешь для себя открытия. Ведь настоящий меломан, он как филателист. Филателист открывает конверт, а там марка, которую он никогда не видел, и вот только тогда получает истинное удовольствие. Так и настоящий меломан — я слушаю миллионы гигабайт музыки, и единицы вызывают во мне истинный восторг, и чаще всего, это именно новые группы.
— Почти всем, кто так или иначе занимается продвижением настоящей, «неформатной» культуры, иногда хочется биться головой о стену. Я знаю, что в прошлом году фестиваль дался организатором очень тяжело и даже ходили слухи, что «Холмов» больше не будет.
О стену регулярно хочется биться. На самом деле, это каждый год происходит. Хотя, наверное, в прошлом году был особенно критический момент. Но я уверен, что и в этом году будет то же самое.
— И все-таки вы продолжаете это делать? Можете сказать, почему?
Банально, но «кто, если не мы?». Даже не в том дело, что людям некуда будет приехать, а у групп не будет сцены. Конечно, найдутся и другие места, и другие площадки. Просто, мне кажется, у нас мало фестивалей, которые кроме музыки несли бы еще что-то. Мне категорически не нравится то, что сейчас происходит в стране, потому что наша общая ориентация на деньги — это полный бред, и это нужно искоренять. Я думаю, что наш фестиваль отчасти это и делает. Вот как раз в такие отчаянные минуты звонят пять человек в день и говорят: «Слушай, я много дать не могу, но тысячу рублей на фестиваль обязательно найду» или «Вообще ничего не могу дать, но приеду и буду работать с утра до вечера ради того, чтобы было все хорошо». Именно это дает силы, когда ты понимаешь, что не нам одним это все нужно, есть люди, которые готовы отключиться от всей этой суеты, а просто пойти и сделать дело вместо того, чтобы разговоры разговаривать.
— Если абстрагироваться от реальности и помечтать: фестиваль вашей мечты, он какой?
Сложно ответить на этот вопрос. Хотелось бы, чтобы был максимально качественный звук, чтобы было больше хороших и интересных людей. Очень хочется провести «Холмы» в каком-нибудь очень хорошем, необычном месте. Мы серьезно рассматриваем вариант с островом Ольхон на озере Байкал.
— Да уж, когда на сайте появилась информация о том, что «Холмы» будут проходить в пустыне Гоби, у многих это вызвало крайне негативную реакцию — мол, вам наплевать на людей.
Ну, Гоби — это, конечно, перебор, шутка с перезакладом. Но, если честно, для меня самый лучший ответ на подобные вещи (только без перезаклада): «Ок, хорошо, новое место — едем туда». Наши зрители должны участвовать в общем процессе хотя бы тем, что доверяют нам. Уж если мы говорим Гоби — значит там будет так здорово, что стоит того.
Автор: Катя Пчелкина
Источник: drugaya.ru
Все записи