Питер. Интервью Flёur.
25.06.2007 21:00
DP:Небольшой парадокс. Хотя группаFlёur считается"малоизвестной", в тоже время Ваша музыка уже нашла своего слушателя,не побоюсь этого слова, по всему миру. Многие из моих знакомых,относящих себя к разным субкультурам, слушающих совершенно разнуюмузыку и даже одевающихся в разные одежды, сходятся в одном - этолюбовь к музыкеFlёur. Вы можете это объяснить?
Елена Войнаровская: Не знаю, насколько различны между собой люди, слушающие музыку Fleur,но, по всей видимости, объяснение здесь может быть только одно – мыпоем об обычных человеческих чувствах, затрагивая вещи, которые близкии понятны многим, при этом, не стараясь придерживаться каких-тоособенных определенных стилистических рамок. Возможно все дело вПОДЛИННОСТИ тех чувств, о которых мы поем, в ИСКРЕННОСТИ того, что мыделаем…
Ольга Пулатова : Вы,наверно надеетесь, что я дам вам универсальный рецепт? На самом деленикто не ожидал, что так выйдет. Мы с Леной просто спасли друг-друга отопределённого вакуума. Собирались у меня дома и играли, сначала вдвоём.Теперь нас много. Эта любовь, о которой вы спрашиваете, совершеннонеобъяснима. Может быть, кто-то ещё думает и чувствует так же, как мы,а может и не в этом дело, я не знаю .
DP:Буквально на днях в одном журнале я натолкнулся вот на какую мысль:создавая любое значимое произведение искусства, Творец всегда создаетсвой автопортрет, не в прямом смысле конечно, но на уровне выражениясвоих чувств. Согласны ли вы с таким утверждением?
Е.В.: Да, я согласна. Творчество, безусловно, отражает внутренний мир автора,фотографируя его душу в самые яркие моменты жизни. И все-таки этотпортрет неполон, так серия самых лучших фотографий не передаст то, чтоможет передать кусочек киноленты. Скажем так: это несколькоидеализированный автопортрет :-). Но идеализация в данном случае, какмне кажется, может быть оправдана несопоставимостью в общечеловеческойзначимости отраженного и опущенного, а также стремлением к некоемувнутреннему Абсолюту…
О.П.: Увсех это происходит по-разному. Может в некоторых случаях это и верно,но ведь бывает и так, что описываешь события и чувства, не имеющие ктебе прямого отношения, и даже иногда представляя себя кем-то другим. Иещё в этом есть много такого, что нельзя ни описать, ни объяснить, идля чего человек является просто инструментом.
DP:Хотелось бы еще поговорить о восприятии искусства человеком. Почтивсегда мы не знаем о чем думал автор, создавая то или иное произведение(в этом смысле даже содержание романов можно трактовать совершеннопо-разному, не говоря уже о поэзии и музыке). Т.е. человек никогда несможет воспринять произведение искусства именно в том контексте, вкотором его задумал автор. Даже если оно несет в себе яркие эмоции, онивсе равно накладываются на разный жизненный опыт, на разные физическиевозможности к восприятию, разное мировоззрение. Уверены ли Вы, что Вашислушатели находят в вашем творчестве именно то, что вы хотите им дать?
Е.В.: Не знаю насколько уместно в данной ситуации говорить о том, что я хочучто-то дать . Ведь это же не учение какое-нибудь и не религия…. А нечтозыбкое и призрачное, властвующее над областью чувств. Просто я отражаюто, что должно быть отражено и вовсе не надеюсь, что все меня поймутоднозначно. Но я уверена, что есть вещи, стирающие все границы иразличия, преодолевающие все барьеры, примиряющие разные мировоззрения,сближающие различные возможности к восприятию, разный жизненный опыт….вещи которые всем понятны и близки. И хоть каждый находит что-то своеи интерпретирует по-своему, важен итог: это СБЛИЖАЕТ нас, такихразных….
DP: А насколько для Вас важно, чтобы у вашей музыки существовал слушатель?
Е.В.: Любая вдохновенная музыка рождается с надеждой на то, что кто-тоуслышит ее и поймет , что вибрации одного сердца достигнут однаждысердца другого и пробудят в нем ответные вибрации. Для меня лично оченьважно существования слушателя, при чем, вполне достаточно одного…гипотетического СЛУШАТЕЛЯ. Ведь музыка – это всегда обращение. Даже,когда нет надежды быть услышанными.
О.П.: Каждомучеловеку нужно, чтобы его понимали. Если кому-то нравятся наши песни,значит, есть обоюдное понимание. Я вообще одержима созданием всякихгрупп людей "по интересам", всегда стараюсь перезнакомить между собоймоих знакомых, у которых есть что-то общее. Мне кажется. музыка этотакой способ объединить похожих людей, которые способны понятьдруг-друга, и для меня это очень важно.
DP:Считаетели Вы что настоящее произведение искусства (будь то музыка, поэзия…)должно "врываться" в душу слушателя (зрителя) само, или для еговосприятия необходимо прилагать определенные усилия?
Е.В.: Да, мне кажется, вы абсолютно правы, настоящее произведение искусствадолжно само прокладывать себе путь, возводя мост от сердца к сердцу,проникая глубоко, переполняя через край, завораживая, околдовывая,парализуя, останавливая дыхание… Когда ты не можешь шелохнуться, когдамурашки по спине, комок в горле, слез не сдержать и все за мигпереосмыслено… Да, это и есть то самое НАСТОЯЩЕЕ. ПОДЛИННОЕ.
О.П.: Если что-то по настоящему прекрасно, это понимаешь сразу, если этотолкает к определённым размышлениям, хочется что-то понять,дофантазировать, это ещё больше усиливает впечатление. Когда что-топонятно сразу, а что-то понимаешь позже, это иногда как удар ножом всердце. В настоящем должно быть сочетание всего, это как сгустокэнергии, что-то, что задевает настолько сильно, что кажется, миризменился.
DP: Вы сталкивались с ситуацией, когда у других людей стоял блок на восприятие Вашей музыки?
О.П.: Музыкальныепредпочтения это дело вкуса. Среди моих близких друзей есть и такие,которым совершенно неинтересно то, что я создаю. Мы же оченьненазойливые творцы. Если бы я была американским торговым агентом, тонаверно могла бы много рассказать о блоках восприятия. Есть, конечно,люди которые реагируют на нас агрессивно из-за своих внутреннихдвижений типа "на их месте должен был быть я" и т.д., но я считаю, чтоэто не моя проблема.
Е.В.: Блок навосприятие отдельных песен – да, на восприятие всей музыки в целом –нет. Песни ведь очень разные. Обычно каждый находит для себя хотьчто-то близкое…
DP: Вас интересуетмнение других людей: знакомых, посетителей концертов, а Вашемтворчестве? Если да, то о чем более всего вам хочется от них узнать?
О.П.: Самоеважное это атмосфера на концертах, реакция людей, которую я чувствую,то, как меняется их настроение. Есть люди, с которыми я сама советуюсь,это соратники, близкие и люди, творчество которых мне нравится. Яприслушиваюсь к окружающим, стараюсь почувствовать их. Но, конечно, этоне означает что у меня наступает эйфория, когда на меня стаями нападаютжелающие втолковать как и что я должна делать.
Е.В.: Да,безусловно. Больше всего хотелось бы узнать, ЧТО остается в СЕРДЦЕпосле концерта или прослушивания альбома, ЧТО меняется в восприятиимира. Мне хочется думать, что в конечном итоге наша музыка все-такинесет в себе суммарный позитивный заряд и оставляет Надежду… маленькийогонек в конце темного тоннеля для всех отчаявшихся. Хочется верить,что это так…
DP: Где лежат ваши музыкальныекорни, быть может, даже не в плане схожести звучания, или музыкальныхидей, а в схожести чувств и эмоций?
О.П.: Воснах. Мне часто снятся очень яркие сны, которые представляют собойзаконченные истории, очень впечатляющие, зачастую даже более яркие иинтересные чем-то, что происходит со мной в так называемой реальности.Они часто сопровождаются какими-то звуками, музыкой, иногда простоснится что я пою какую-то песню. Обычно я не могу запомнить эту музыку,но приблизительно помню настроение. Хотя иногда, когда мне удавалосьзапомнить и подобрать это оказывалась жуткая ерунда. Я иногда конечнослушаю музыку, сделанную людьми, но скорее случайно, в гостях или потелевизору. А в детстве. когда я начала писать, мне очень нравиласьмузыка к советским фильмам и ABBA .
Е.В.: Если говорить об истинных корнях, то искать их вне сомнения следует внародной музыке…в музыке народов мира, ведь душа не ограничивает себягеографическими рамками и ей присуще понятие интернациональности. Еслиговорить о чувствах и эмоциях, лично для меня наиболее значимымиявляются крайние состояния, например, экспрессия и транс … исоответственно их полярные проявления, как позитивные так и негативные.И, возвращаясь к корням, можно сказать, что это трансовая, ритуальная,а также экспрессивная народная музыка, в которой издревле наслаивалась,аккумулировалась мощная энергия порывов и стремлений человеческой души,энергия природных стихий, которая как ничто другое заставляетзадуматься о своих корнях …
DP: Интересно,как у Вас рождаются идеи новых песен, и как происходит формированиепервоначальной идеи в законченное произведение?
О.П.: Всёчто угодно может зацепить, даже одно слово, случайно услышанное илипрочитанное, наблюдения за людьми на улице. Всякие странные мысли.которые сами собой приходят, но в основном конечно сны. Создание песенпроисходит всё время, но самые сильные песни создаются в одиночестве, вполной изоляции. Когда возникает желание что-то зафиксировать, япроверяю всё на себе, записывая и слушая так, как будто я это не я ислышу эту песню в первый раз. Часто не могу уснуть, пока не доведу этодо какого-то логического конца. Музыка и слова непредсказуемая смесь.Не существует никакой чёткой схемы, всё получается методом проб иошибок.
Е.В.: Идеи рождаются отсоприкосновений с миром. Это похоже на внезапные озарения. Как будто тынаходишься в темном лабиринте, бредешь натыкаясь на невидимыепрепятствия, не зная где выход и вдруг впереди вспыхивает огонек… И тыидешь дальше улыбаясь, уже зная, что будет потом и как, и о чем. Иногдаэто только строка, образ, иногда целостная яркая картинка… А чтокасается формирования законченного произведения, - путь из лабиринтаможет занять несколько часов, а может несколько месяцев, как повезет…
DP:У вас достаточно много мрачных песен, вплоть до вещей с суицидальнойокраской, и в тоже время есть песни полные бесконечной любви к жизни инадежды. В чем заключена причина такого контраста в вашем творчестве?
О.П.: Любовьне бывает без страданий. любовь к жизни в частности. Чем сильнеелюбовь, тем сильнее переживания. Мы ведь не призываем к суициду, мысами преодолеваем мрачные движения в себе посредством написания песен.И я надеюсь. Помогаем это делать другим. Мне гораздо легче выйти изкакого-то депрессивного штопора, когда я знаю, что кому-то так же плохокак мне, или было так же. А в песнях полных любви и надежды всегда естьтень печали, ведь должно присутствовать всё и одно не может бездругого, хотя мы, наверное, немного склонны к крайностям.
Е.В.: Причина этого заключена в жизненных контрастах, в двойственности всегосущего. Все в мире пронизано двумя желаниями, двумя непреодолимымистремлениями, антагонистичными и едиными по своей природе: влечением кжизни, влечением к смерти… Eros and Tanatos are almost Twins. И мывовлечены в эту вечную войну: Смерть вонзает в наши сердца своехолодное жало, пытаясь убить в нас Любовь, но последняя вновь и вновьпростирает свои милосердные крылья, чтобы защитить нас и вернуть ксвету… Эти крылья – единственная вещь, которая может подарить намбессмертие.
DP: Вашу музыку частоопределяют как "готику", и я знаю о вашем (вполне, на мой взгляд,обоснованном) неприятии такого определения. Тем не менее, каково вашеотношение к так называемой "готической субкультуре"?
Е.В.: Мы не признаем навешивания каких бы то ни было ярлыков, и вообще неприемлем никаких определений, ибо все это существенно сужает горизонтывидения истинной сути вещей. Что касается «готической субкультуры», уменя лично к этому всему двойственное отношение. Фетишизациячеловеческих страданий, как мне кажется, есть проявление дурного тона.Больно и досадно, что некоторые носители этой «культуры» умудряютсяспекулировать на самом сокровенном, выставляя на показ тоневысказанное, что должно скрываться за траурным занавесом безмолвия.Истинная скорбь всегда нема. Ей не нужны громкие доказательства своегосуществования, свидетели, соучастники, принадлежность к каким-либогруппировкам и дополнительная атрибутика… В ее природе есть желаниебежать от всего внешнего.
О.П.: Определенийя вообще не люблю, считаю, что классификациями занимаются люди, которымбольше нечего сказать. А готы мне симпатичны. Я часто хожу наготические вечеринки, там очень дружелюбная атмосфера. Человекунепосвящённому это может показаться одозрительным скоплением людей вмрачно-агрессивных прикидах, на самом деле это безобиднейшие люди.Обидеть гота всё равно, что отнять игрушку у ребёнка.
DP: В песне "Кокон" есть такие слова:
В этот кокон из стёкол и рам
Не проходит тьма или свет
Может, будет бабочка там
Может быть, может нет
Может, вырастут новые крылья
Красота, доброта
И расправить их будут силы
Может нет, может да
Добро и красота для Вас это вещи одного порядка?
ЛевНиколаевич Толстой, в своей книге "Что такое искусство?", говорил:"Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понималидобро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру, то есть кбогу. Красота же, если мы не довольствуемся словами, а говорим о том,что понимаем, - красота есть не что иное, как то, что нам нравится.Понятие красоты не только не совпадает с добром, но скореепротивоположно ему, так как добро большей частью совпадает с победойнад пристрастиями, красота же есть основание всех наших пристрастий".Так каким будет ваш ответ?
Е.В.: Красота для меня – понятие, что лежит вне области морали. Поэтому онане может быть противопоставлена доброте, которая есть категория сугубоморальная. А вообще, мне не очень понятно: неужели для того, чтобытворить добро обязательно нужно совершать какие-то усилия над собой ибороться с пристрастиями? :-)... Когда человек говорит о красоте, онкрасив. Когда рассуждает о морали, он опасен.
DP: Вам нужен отдых от творчества? Вы любите что-нибудь помимо музыки - литературу, театр, живопись?
Е.В.: Отдыхатьнужно от работы. А творчество – это процесс непрерывный. Продолжаетсядаже когда мы спим… Я не люблю театр, мало разбираюсь в живописи. Восновном слушаю музыку, очень много и очень разную. И еще люблю читатьи перечитывать хорошие книги - полу-фантастические, полу-мистические, вособенности романы с печальным концом.
О.П.: Ну, мне приходится заниматься разными бытовыми вещами вроде стирки,уборки и хождения по магазинам. Очень много времени я трачу на шитьё,очень люблю это делать для себя, некоторых участников группы и нетолько. Ещё приятно иногда пойти погулять к морю и выпить пива сдрузьями. Поскольку Flёur не единственный мой проект, музыка неоставляет времени и сил для занятий, равноценных по вложению энергии.До недавнего времени я работала бухгалтером, потому что надо былокак-то жить, и это было очень тяжело. Состояние моё было простозапредельным, с нервными срывами, раздвоением личности и т.д. Книги ифильмы иногда просто гипнотизируют меня. Я погружаюсь в них, как восны.
DP: Что вы считаете самым важным в Своей жизни? Что вы хотите сделать, чего достичь на этой земле?
О.П.: Хочу принести человечеству максимум пользы и причинить минимум вреда. Ипри этом наслаждаться жизнью каждый миг каждой молекулой. Мне кажетсячто написание и исполнение песен это моё предназначение, я стараюсьделать это так хорошо, как только могу. И просто живу.
Е.В.: Самое важное для меня – это счастье близких мне людей. Их радость ипокой. Больше всего я хочу достигнуть внутренней гармонии,просветленности такого порядка, чтобы действительно быть в состоянииДАТЬ что-нибудь другим людям. На тонком уровне.
DP:Какое влияние оказывает на Вас город, страна, в которой Вы живете, илив современном мире это уже не имеет такого большого значения?
О.П.: Наверно, большого значения не имеет. Имеют значение люди, которые живутв этой стране в этом городе. Если бы я не встретила такого количестваединомышленников, людей сочувствующих, готовых помочь, кто знает, былобы ли всё это тогда. Что касается страны, я написала одну песню наукраинском языке!
Е.В.: Лично на менягеографические и климатические факторы оказывают большее влияниенежели, к примеру, политические или социальные. Все вокруг имеетзначение, даже пение птиц или запахи цветущих деревьев… Ведь они вездетакие разные. Очень люблю Одессу. Она потрясающе красивая, солнечная ирадостная…
DP: Бывали ли вы в Петербурге? Какие чувства и ассоциации вызывает у вас образ этого города?
О.П.: Этомой первый приезд в Питер. Я всегда очень хотела оказаться в этомгороде, мне кажется он очень созвучен мне и моим настроениям. Думаю,здесь живёт очень много людей, похожих на нас.
Е.В.: В Петербурге была однажды летом. Грандиозный город. Величественный иторжественно-мрачный. В особенности небо. Кажется, что оно приблизилосьи иногда даже становится страшно, что упадет, и ты не вынесешь этойвселенской тяжести… Больше нигде я не видела неба такого цвета. Согромным удовольствием посещу Ваш город еще раз. Мне кажется в неммного вдохновения и высоких мыслей.
DP: Спасибо за эту беседу. С волнением в сердце ждем вашего выступления в Петербурге.
О.П.,Е.В.: Большое спасибо за то, что Вы проявили интерес к нашей музыке и внимание к нам лично. До встречи на концерте...Источник: Dark Petersburg
Все записи