Интервью: Валерий (MIF) Мифодовский, EХIT project: «Мы музыкой не торгуем»
11.04.2008 17:30
Никто не помнит, когда именно это случилось… Мы былинаивны и беспринципны, как дети: слушали все, что было похоже намузыку, покупали, где удавалось, просили у друга переписать. И вдругнас изгнали из сада – мы познали страшные слова: пират, лицензия,авторское право. Узнали как в «цивилизованных странах» борются спиратским продуктом, и о том, что только «крысы позорные» могутворовать у любимого артиста. Стыдили нас долго и увлеченно – мыслушали, но особо слушались. Ваське, как известно, громкие речи кушатьне мешают. А с развитием Рунета проблема и вовсе зашла в тупик.
Как не хотелось бы избавиться от крысиного чувства вины, но в тотмомент, когда здесь и сейчас тебе захотелось послушать музыку,заставить себя встать и отправиться на поиски лицензионного CD за 600(иболее) рублей, вместо того, чтобы просто кликнуть мышко, – задача длянаших бедных душ непосильная. Так бы мы и ходили пристыженные, если бпомощь не пришла, откуда не ждали – вместо бунта потребителей, случилсябунт творцов. Оказалось, что музыканты, писатели, артисты вовсе недумают нас стыдить, оказалось, что главное для них творчество и чтобыего результаты любым способом доходили до слушателя и зрителя.Оказалось, что автор и правообладатель – вещи принципиально различные.И если для второго «бабло» и цель и средство, то первому главное бытьуслышанным. На основе этих простых идей стали появляться разнообразныедвижения, одно из самых заметных: Free!Music – движение музыкантов засвободную музыку, инициаторов и вдохновителем которого стал московскийпроект EХIT project. Так как тема по-прежнему волнительная, мы решилиобо всем об этом поговорить с директором EХIT project и одним изидеологов Free!Music Валерием Мифодовским (известным так же, как MIF).К тому же и повод обнаружился просто замечательный: в эти выходные, 12и 13 апреля, аж два вечера подряд в клубах «ДОМ» и «Живой уголок» EХITproject весело и со вкусом презентует новый альбом проекта «ZhivU -Live».
Как не хотелось бы избавиться от крысиного чувства вины, но в тотмомент, когда здесь и сейчас тебе захотелось послушать музыку,заставить себя встать и отправиться на поиски лицензионного CD за 600(иболее) рублей, вместо того, чтобы просто кликнуть мышко, – задача длянаших бедных душ непосильная. Так бы мы и ходили пристыженные, если бпомощь не пришла, откуда не ждали – вместо бунта потребителей, случилсябунт творцов. Оказалось, что музыканты, писатели, артисты вовсе недумают нас стыдить, оказалось, что главное для них творчество и чтобыего результаты любым способом доходили до слушателя и зрителя.Оказалось, что автор и правообладатель – вещи принципиально различные.И если для второго «бабло» и цель и средство, то первому главное бытьуслышанным. На основе этих простых идей стали появляться разнообразныедвижения, одно из самых заметных: Free!Music – движение музыкантов засвободную музыку, инициаторов и вдохновителем которого стал московскийпроект EХIT project. Так как тема по-прежнему волнительная, мы решилиобо всем об этом поговорить с директором EХIT project и одним изидеологов Free!Music Валерием Мифодовским (известным так же, как MIF).К тому же и повод обнаружился просто замечательный: в эти выходные, 12и 13 апреля, аж два вечера подряд в клубах «ДОМ» и «Живой уголок» EХITproject весело и со вкусом презентует новый альбом проекта «ZhivU -Live».
Для начала хотелось бы поговорить о новом диске. Банальный вопрос – что новенького?
Да все «новенькое», у нас всегда все новое. Дело в том, что EХITproject и не группа вовсе, в традиционном смысле, – скорее, этосвободная творческая лаборатория. «ZhivU - Live» - это уже четвертыйальбом, и все они музыкально принципиально разные: если спрятатьобложки и дать послушать, думаю, даже эксперты, не поймут, что это одини тот же проект. Мы всегда делаем что-то новое. В рамках Exit projectсуществует несколько музыкальных проектов: «ZhivU - Live» - релизодного из них, personal EXIT Владимира «Бига» Глушко. У Бига концепцияимпровизационного музыкального проекта. Каждый раз он собирает новыхлюдей, и вместе они импровизируют на разные темы. Соответственно,каждый раз неизвестно куда их вынесет. Вот в этот раз вынесло хорошо, имы решили запись издать. Фактически, грядущий релиз – это записьконцерта-импровизации, над которым потом какое-то время поработали встудии.
Я так понимаю, презентация пройдет с размахом?
Да планируется два концерта. В субботу, в «ДОМе» будут выступать ажчетыре группы: во-первых, основной состав Exit project, (на сегодняшнийдень самый популярный из наших составов). Во-вторых, гости - все оченьразные и интересные: Shakin" Manas – театрализованный авангардныйперформанс, МинусТрели – этно-электроника, Буготак – этно, горловоепение, скрещенное еще и с роком. Все нестандартное, необычное и несильно форматное. Кроме того, «Картония» обещает построить то ли дом,то ли ракету для Бига, а еще есть веселые ребята клаудвотчеры(Cloudwatcher.ru), наблюдающие за облаками, - они тоже обещаютперформансы позитивного толка. Это официальное празднование днярождения Бига и презентация диска. А на следующей день в «Живом уголке»уже будет небольшое, уютное мероприятие «Выжившее в уголке», гдесыграет собственно personal EXIT. А это значит, что случиться очереднаяимпровизация, с новым составом музыкантов, и, как всегда, никомунеизвестным результатом – по принципу «куда вынесет». Если и на этотраз «вынесет» хорошо – тоже обязательно пластинку выпустим.
Желание каждый раз делать, что-то принципиально новое – это сознательная позиция? Самоцель?
Да нет, просто результат музыкального взаимодействия. Сейчас, еслиговорить про живые выступления, у проекта фактически три разных состава– соответственно три разных музыкальных направления: от этно-джаза доэлектроники с индийскими мотивами и живыми инструментами, а третийсостав (собственно, personal EXIT, чей диск мы и презентуем в этивыходные) и вовсе играет трудноопределимый стилистически музыкальныйавангард. Кроме того, в эти выходные публике будет представлен и третийальбом проекта, который был записан в конце прошлого года, а сейчасиздан на CD. Это совсем другая музыка – концептуальная электроннаяпрограмма.
Музыкальный критик Артемий Троицкий, еще в рецензии на первуюпластинку проекта, очень хвалил вас за смелость быть вне трендов иформатов. Насколько я понимаю, в формат вы так и не попали. Это что?Тоже случайность или все-таки позиция?
Это просто выбор. Только выбор состоит не в том, что бы быть «внеформата», а в том, чтобы делать то, что нравиться. А то, что нравиться,как правило, оказывается вне формата. Вот такая логика. У каждогосостава EХIT project свой лидер – он, конечно, тянет команду в своюсторону. А чтобы не совершать насилия, плодятся побочные проекты, гдекаждый может делать, то, что он хочет. У нас нет никакого диктата –приходят разные музыканты, все это основано лишь на интересесовместного творческого взаимодействия.
При таком разнообразии жанров и стилей, наверное, сложно найти свою аудиторию. Кто ваш слушатель?
Я бы не стал говорить о поклонниках проекта целиком. В терминахаудитории можно говорить только об аудитории конкретного релиза. Апоскольку музыка всегда разная, то и аудитория разная. Конечно, сейчасона уже пересекается, но это небольшая часть наших поклонников. Еслиговорить, только об этом пересечении, то можно попытаться обозначитьтак: люди, которые в принципе интересуются нетрадиционной музыкой.Люди, с широким кругозором, способные впитывать разное, интересующиесяпограничными течениями, синтезом жанров. Ведь одной ногой мы входим втусовку прог-рока, другой – в этно, третей – в электронику - везде свояаудитория.
Как гласит пресс-релиз, каждый купивший альбом «ZhivU - Live»получит в подарок пустой CD-R: мол, перепиши и отдай другу. Это зачем?Хотите, чтобы у вас воровали?
Да действительно, к диску прилагается пустая болванка и не просто диск,а оформленный так же как альбом. Можно сказать, такой музыкальныйсувенир от EХIT project. Не знаю точно первые мы это сделали или нет, вЖЖ говорят, что нечто подобное уже было, но я точно выяснить так и несмог. Идея простая: проект уже давно однозначно определился со своейпозицией по поводу авторских прав, копирайтом, запретов на копированиеи т.д. Этим релизом мы фактически свою мысль, за декларированную всамом начале, последовательно воплощаем в жизнь. Мы делаем музыку длясебя, для людей, а не для бизнеса. А как это еще доказать? Толькоразрешить всем использовать ее бесплатно, попросту подарить музыкулюдям. И по этому на нашем и других сайтах свободно размещеныкомпозиции Exit project, поэтому трэки снабжены официальным разрешениеми т.д. Надо сказать, благодаря этой нашей позиции совокупный тиражнашей музыки в России, только, составил более, чем полмиллиона копий. Ине потратили мы на это ни копейки, просто сказали людям: «Мы денег неберем – берите, пользуйтесь на здоровье».
Но я так понимаю, что это не только ваша позиция: ведь FREE!MUSIC – это сейчас уже целое движение.
Да, FREE!MUSIC – это движение, реализованное в виде интернет-проекта:http://freemusic.org.ru/. Можно просто зайти и посмотреть: насегодняшний день 164 группы из семи стран мира поддержали нашу простуюидею – дарить музыку людям.
Идея прекрасная, а жить-то на что? Ведь все-таки вы приобретаете слушателя, но элементарно теряете деньги.
«Жить на что?» - это не только наша проблема, она глобальная. В этойстране все музыканты, которые существуют вне медийного пространства,которых, грубо говоря, не показывают по телевизору, вынужденызарабатывать на жизнь как-то иначе. А что касается денег.. Да теряем.Но получаем что-то другое, что дороже денег.
А что дороже?
Сама возможность заниматься тем, что интересно. Возможность бытьискренними в творчестве – это, поверьте, для музыканта значит оченьмного. И еще очень важно, что искренность не остается где-то в спальне,в вакууме – а имеет выход на аудиторию, взаимодействует с людьми. Дляменя же свое удовольствие – менеджерское: возможность заниматьсяинтересным уникальным проектом, который с точки зрения музыкальногобизнеса, абсолютно нестандартен – мы все делаем «неправильно». И, темне менее, я не скажу что оглушительный, но определенный успех,безусловно, есть. А самое главное - проект живет, развивается и всемприносит радость: и музыкантам, и зрителям.
Но при таком подходе получается, что у хорошей нестандартной музыкисовсем нет коммерческих перспектив в Росси. Почему так грустно?Аудитории нет?
Аудитория есть, но мы никто не знаем ее размеров - она есть, простолюдям тяжело найти свою музыку. В медиа такая музыка может просочитьсяв очень незначительных дозах: авторские передачи, ночные эфиры, можетбыть, в кино, где все-таки интересная музыка появляется. А так –интернет, сарафанное радио и т.д.
Но не все так плохо, с одной стороны, аудитория эта очевидно маленькая,и с точки зрения бизнеса, по моим ощущениям, перспективы оченьскромные. С другой – во-первых она есть, а во-вторых – люди постепенноперестают смотреть телевизор, слушать радио. И это факт – можно радиинтереса, у знакомых спросить. Роль прессы вообще сведена к минимум –активно и интересно существуют только жанровые журналы, в определенныхнишах, - все остальное в основном ушло в желтизну и заказуху, и их также перестали читать. А в нишах жизнь бурлит – готы, рокеры, металисты –кто-то считает их маргиналами, а кто-то уверен, что это есть культура.Так в свое время произошло с рейвом – пошумели медиа о рейв-культуре, ито в основном муссируя наркотическую тему, и забыли – а рейвсуществует. В Питере рейверы каждые три месяца фактически свойОлимпийский собирают, прекрасно живут без всякой медиа-поддержки.
Ну, так может быть стоит бороться за то, чтобы эта музыка попала, наконец, на голубые экраны, к широкому зрителю?
Мы ни с кем не боремся – мы строем свое. И проект FREE!MUSIC – это тожепопытка построить свое, чтобы своим примером показать: ребят, вы можетебыть придатком для бизнеса, а можете не быть – и выбираете только вы.Ведь сейчас кошмарные вещи творятся - шоу-бизнес окончательно добиваеттворчество. Молодые музыканты, еще ничего в жизни не написав, ужеозабочены тем, как быть востребованными, форматными, актуальными, какнайти свой звук и писать в тренде. И понятно, что при таком подходе,ничего они не напишут. Ничего, что останется с людьми хотя бы черездесять лет – в лучшем случае, станут хорошими ремесленниками, научатьсястрогать релизы, как башмаки, и «писать в тренде». Но, собственно ктворчеству, на мой взгляд, это никакого отношения не имеет. А люди,которые так живут, называют себя музыкантами и творцами.
Ну, в такой ситуации есть хороший выход: играть «попсу» за деньги и параллельно творить для себя.
Знаете, на двух стульях сидеть очень сложно, как правило. Подавляющеебольшинство музыкантов, которых я знаю, параллельно работающих вкоммерческих проектах – делают над собой огромное усилие. А прожить всежизнь, насилуя себя в какой-то неудобной позе, - задача нелегкая. Это,конечно, их выбор, но зачем же так себя мучить?
Все участники EХIT project просто работают где-то еще, не музыкантами.На мой взгляд, это честнее. Зато в музыке мы делаем ровно то, чтохотим. Если мы считаем, что это нужно сделать – мы делаем, и не ждем отэтого никакой экономической отдачи. Если она вдруг случается – этотакая награда от мира. Конечно, не откажемся, но и не ориентируемся нанее.
Возвращаясь к «авторскому праву», есть такое распространенноемнение, даже, я б сказала, назидание: «Когда вы качаете музыку иликниги, покупаете пиратский диск – вы крадете деньги у музыканта».Согласны с этим?
Это ложь. Причем ложь, которая целенаправленно распространяетсяправообладателями. Вообще закон об авторском праве – это одна большаяложь. Просто полицейская дубинка, ограничительный для правообладателей,для бизнесменов от музыки. Закон об авторском праве, по большому счету,авторов вообще не учитывает – он, прикрываясь их интересами, фактическизанимается регулированием этой отрасли рынка.
Убрать посредника между музыкантом и слушателям - это реально или еще одна утопия? Ну, в какой-то части – абсолютно реально. Мы своих посредников давноуже убрали. Ведь, первый альбом проекта вышел на CDlande, так что у насесть опыт работы с крупнейшим музыкальным дистрибьютором. Могу сказать,что смысла в такой работе никакого. У крупных компаний просто нетресурсов, чтобы заниматься всеми релизами, которые они выпускают.Единственное, что они могут сделать, напечатать диск и положить его насклад. А как уж там они будут продаваться…. И вот закупщик, в очереднойраз приобретая 500 дисков какой-нибудь группы «Звери», вдругпоинтересуется: «А что еще новенького есть?», - и возьмет пять штуксебе и продавцам послушать. Вот так наши крупные дистрибьюторы продаютнестандартную музыку. Это легко объяснить: нестандартную музыку ипродвигать сложнее, и серьезного бизнеса тут не сделаешь, амедиа-ресурсы дорогие. Эти структуры фактически превратились, в лучшемслучае, в оптовые базы: если у тебя ходовой товар, вроде буханки хлеба,без которой не обойтись, – есть смысл их использовать, а если у тебяэкзотический плод, которые люди еще толком и как есть-то не знают, то,конечно, нужно к слушателю обращаться адресно, персонально. А для этоголучше Интернета пока ничего не придумано.
Желание убрать посредника между музыкантам и слушателем – оченьпонятно, но тогда было бы логично самим продавать свою музыку, а выприлагает массу усилий к тому, чтобы она распространялась бесплатно.Зачем?
Мы музыкой не торгуем. Мы торгуем дисками, концертами, как событием, мыторгуем музыкальным сувениром. Наши диски всегда необычно, интереснооформлены. У человека, который интересуется нашим творчеством всегдаесть выбор: получить нашу музыку в виде безликих файликов в Интернетебесплатно, либо поддержать группу путем покупки диска или билета наконцерт. Мы не ставим его в ситуацию: хочешь музыку? Заплати! Мыговорим, эта музыка для людей у тебя есть масса возможностей ееполучить: хочешь качай бесплатно, хочешь купи диск за 100 рублей,хочешь за 500. Вот выпустили второй в мире флэш-релиз – оригинальнооформленная флэшка стоила 1000 рублей. Вот как хочешь, так иподдерживай группу в меру кошелька, заинтересованности, мотиваций.
Автор: Катя Пчелкнина
Источник: drugaya.ru
Все записи