И лягушки не скучали
11.02.2010 17:50
Дано: «волшебный голос Тувы» Саинхо, джазовый авангардист-виртуоз Сергей Летов и электронный экспериментатор Александр Борисов. Все это впервые, премьерно и экспериментально на сцене клуба 16 тонн. Что из такого коктейля может получится? Да что угодно, на самом деле! Может быть любопытно, полезно, познавательно, приятно, а может и банально скучно. Особенно, если учесть, что далеко не все страстно любят тувинское горловое пение и авангардные диссонансные эксперименты, а уж найти такого, что страстно любит и то, и другое одновременно и вовсе трудно.
А получилось, скажем вам честно, очень даже волшебно. На то она и музыка, что порою творит чудеса. «Музыкальное сотрудничество», взаимодействие на сцене – такая тонкая материя, что и сами музыканты, даже очень хорошие, не всегда знают рецепт. Бывает часто так: этот хороший музыкант и тот тоже — смешали вместе, получилось ерунда. Но, бывает и по-другому…

О Саинхо (она же Людмила Намчылак) можно найти в сети целую кучу разнообразной и любопытной информации. Кто-то радостно сообщает, что совсем недавно Саинхо получила гордое звание «заслуженной артистки республики Тува», другие называют «австрийской джазовой певицей». И то и другое, надо сказать, более менее правда. Саинхо родилась в Туве, горловому пению научилась от бабушки, а потом еще где-то «тибетскому двуголосию». Одних «корней» показалось мало и певица активно экспериментирует с разнообразными стилями от джаза до электроники, и музыкантами от австрийского арфиста-виртуоза Андреаса Волленвайдера до российского саксофониста Владимира Чекасина. Удивительное пение и готовность к музыкальным экспериментам привели Саинхо сначала в Москву, а затем открыли ей и весь мир. Так что и «австрийская», и «тувинская» в одинаковой степени правда. Только вот «там» - огромные залы, разнообразные проекты и более 30ти пластинок, а здесь – московские клубы и узкий круг посвященных. Но это у нас почти всегда так.

Про Сергея Летова много чего можно рассказать. Он тоже известен своими многочисленными экспериментами в самых замысловатых стилях от чистого авангарда до русского рока, от Рады и Терновник до музыки к спектаклям «На Таганке». У Летова есть удивительный дар привносить что-то свое живое и нужное, к тому, что уже сложилось и устоялось.
Алексей Борисов с 80-х годов числится в авангарде музыкальных электронных экспериментов, его «Ночной проспект» считают «первой индустриальной группой в России».
И вот такие разные и такие прекрасные собрались вместе и каким-то удивительным образом, видимо, прониклись друг другом и на короткое время слились воедино. Название песен звучали невнятно, Саинхо будто смущалась немного: программа новая, песен «будет больше». Но стоило зазвучать музыке – все встало на свои места, зал замер – неловкость пропала). Это, конечно, удивительная способность вводить публику в трансцендентное состояние сразу, с первых нот. Прям рааааааз: только что был «там», а уже «здесь». (Были, конечно, и такие, что ухитрялись пить пиво и бубнить, но это отдельная уникальная порода людей, что везде попадается).

Тувинские напевы с фри-джазовым налетом рождали элегантную гармонию, от которой мгновенно улетала точка сборки. Верилось, что все происходит здесь и сейчас, что все это живая импровизация. Чудо, рождающиеся на ваших глазах. Почти все песни Саинхо пела на Тувинском, одну – исполнила по-русски, но и там разбирать слова особо не хотелось. Смысл приходил сам не сформулированный в словах, музыкальный. Где голос, где духовые, где электронные шумы – все сливалось, перемешивалось, сотрудничало. Невнятные названия песен и удивительно внятные мелодии, ритм. Когда дело дошло до «Скучающей лягушки» казалось, что вот-вот лопнут барабанные перепонки, а сердце улетит к более интересным планетам – это, наверное, лягушка со скуки на стену полезла.
Все действие заняло ровно час, и он пролетел в одну секунду. Конечно, для концерта это совсем немного. Но почему-то было такое чувство, что вполне «достаточно». Не потому что плохо – хорошо, просто сложно долго находится на точке высокого накала: и музыкантам, и зрителям.
Cами о себе:«Я понимаю, что, начиная ходить по накатанной дороге, я создаю свой шаблон. И для того, чтобы разрушить стереотип, приходится работать с формой, постоянно ее менять. Мне приходиться иногда ломать идол, картину, которая обо мне сложилась. Ломать самой же. Чтобы сохранить свою истинность, я обращаюсь к народному материалу. Чтобы сохранить вокруг себя ореол той местности, где я родилась…» ©
Саинхо Намчылак
«Меня всегда влекло к каким-то смежным областям, всегда тянуло посидеть между двух стульев. Я себя считаю отчасти последователем композитора Джона Кейджа с его попытками выйти за рамки сложившейся в обществе линии художественного поведения» ©
Сергей ЛетовФото: Ольга АгниИсточник: http://alt-vision.ru/Все записи