10 марта Нашпочтидвухмесячный тур открылся сегодня концертом в Риге. Мы играли в клубе NABA(по-латышски "пупок":)), и взглянув на афишуконцерта, выяснили, что Россия по-латышски будет Krievija!!! Когда мы увидели это слово под надписью JAZZATOR, мырешили сначала, что это они наш стиль так назвали, мол, размеры у них какие-токривые, неквадратные, однако выяснилось, что Криевией называют нашеотечество.
Клуб довольно плотно набился Рижскимилюбителями приключенческого джаза, и мы сыграли для них нашу программу,порадовались апплодисментам и очень дорого продали несколько наших дисков (якак-то не понял тогда еще до конца, что один латвийский Лат стоит целых дваамериканских доллара). После концерта отправились к себе вгостиницу, где нашими соседями оказались гастролирующие дэд-металлисты изХельсинки, только что отыгравшие свой концерт.Прямо сейчас они довольносерьезно пьют за соседним столиком, а я вот проверил наш группой мейл яобнаружил там два неожиданных предложения - сыграть концерт в Весбадене иАмстердаме в апреле. Что ж, заедем и туда!
11 марта Сегодня мы приехали в Лиепаю, город на западе Латвии, и сыграликонцерт в местном гигантскомтуса-комплексе под названием Fontaine Palace. Туса-комплекс представляет собой немеренное и по-хорошему стремное место, в котором есть огромный рок-клуб,уютный джаз-бар (нам сюда!), и гостиница, корридоры которой моментально воскрешают в памяти отельиз фильма Коэнов Barton Fink -резиденцию чувака, отрезающего женщинам головы, и высылающего их людям по почте в картонных коробках.Взгляните на это сами:
В роли тужащегосяманьяка Олег Маряхин, он же оператор, музыка в исполнении Сергея Балашова, спящая девушка, разумеется, МаринаСобянина. Снято в гостинице FontaineRoyal.
Играли мы концерт в том самом уютном джазовомбаре Fire Bar (см. выше). Маришка играла концерт на вооооттаком акутическом концертном рояле:
Jazzator вЛитве
12 марта играли на фестивале 2 Days Jazz в Клайпеде. Место - центр современного искусства "Тема" - каквсегда заводской цех, отданный на растерзание художникам и музыкантам. Сложная композиция из разобранныхвелосипедов, пришпиленных с кирпичнойстене, светильники, напоминающие подсвеченные изнутри клетки какой-нибудь особой ткани из учебника по биологии и совершенно феерический сортир на улице:
Перед нами выступала охрененная электронщица Аня,проект которой называется One earstereo, фрагмент ее выступления, совмещенный с обзорной экскурсией по Теме можно посмотретьздесь:
Концерт прошел нетолько с громкими апплодисментами, но и даже танцами взале. Организаторыочень гостеприимны, заселили нас в огромный и очеьн уютный лофт в старинном вахверковом домике (как врекламе немецкого пива) в центре города,кормили вкусняшками и вообще были очень милы. Хотим сюда еще!
15 марта
В Вильнюсе играли два концерта, один -"камерный", в мельком уютном погребке вегетерианского кафе Balti Drambai ("БелыеСлоны"), другой... "некамерный" в клубе Brodvejus. На обоихконцертах присутсвовал OlafsOsh, который полтора годаназад был нашим единственным (и чрезвычайно нертезвым) слушателем на концерте, на котороймы опоздали на 4 часа. Все два дня мызависали с Олафсом, который общался с нами на гремучей смеси матерного русского и английского. Ниже- его фотографии с наших Вильнюсских концертов и его же впечатления от этих выступлений: "ето п***ец, ето п***ец, парус поставили криво!
спасибо, воооообще.
хоть и пива слишкоммного выпито, самый крутой weekend evar. will wait for ya and [...enter anothercheezy stuff here...]!"
you just made my days."
После Вильнюсских концертов мы поехали в Каунас, где во вторник (!) нанаш концерт битком набился клуб PuntoJazz, куда на огнек заглянул Альфредас Кукайтис, Литовский "джазовед" и огранизатор фестиваляKaunas Jazz. Перед нашим выступлением онобратился к публике с вступительным словом, рассказав о нас, а после выступления он научил нас пить пиво по-Литовски. Теперь этому можете научиться ивы по нашей видеоинструкции. Как виднона видео, таким образом можно пить и красное вино, и даже виски, однако чем крепче напиток, тем это сделатьбудет сложнее:
Перед концертом мы попросили местного звукача записать наше выступление наноутбук с помощью нашей звуковой карточки. Звукач просьбу исполнил, но что-тонапутал с софтом, в результате чего концерт записался с удвоеннойскоростью. После прослушивания этой записи у нас болели животы отсмеха. Получился своего рода шедевр:
JAZZATOR в Польше
20марта В Польше у нас было 3 концерта - один из них вуютном и очень красивом старинном городеТорунь, второй - в Варшаве и наконец третий - в населенном пункте с интригующим названием АЛЕКСАНДРОВКУЯВСКИ.
В ЛитвеМаришка простудилась, и в Торуни поняла что ей практически каждые пять минут необходимо пользоватьсяносовым платком, что довольно плохосочетается с любым сценическим имиджем. Тем не менее мы нашли довольно артистический выход их положения,запечатленный на вот этом видео:
Мы проделали продемонстрированный выше трюкнесоклько раз за концерт, иногданеожиданно прерывая наши композиции и так же неожиданно продололжая играть дальше.
Наследующий день после торунького концерта мы играли в Варшаве, в клубе, расположенном во"Дворце Культуры",который представляет собой самую настоящую сталинскую высотку - "подарок" Польше отСоветов. На этот концерт собрался полный клуб и публикепришлось довольно долго ждать нашеговыхода из-за каких-то местных проблем с оборудованием. Когда же мы наконец появились на сцене, впервую очередь мы исполнили на сцененашу коронную трехсекундную композицию " Сценическийнасморк" (см. выше). Концерт прошел в очень драмматичной атмосфере - на фоне черного холста, и причудливых кружащихся световых фигур и изображений, проецировавшихся на потолок имое лицо:)
Александров Куявски, несмотря начисленность населения в 10 000 жителей, оказался настоящей столицей авангарда вПольше - в клуб Fado, представляющий собой большуууую бревенчатую избу,набилась компетентная публика (из разговоров доносились имена Джона Зорна,Хироми и т.п.), а один из слушателей пришел на концерт в таком впечатляющемприкиде, что мы не удержались, и попросили его прокомментировать свойнаряд: 2апреля
Jazzator в Словакии
ВСловакию поехали играть дуетом - Олег Маряхин сыграть эти концерты с нами не мог. Я и Марина начали придумыватьразные стратегические и технологическиехитрости, которые должны были позволить нашему дуэту звучать насыщенно и полнозвучно. В ход пошелМаришкин вокальный сэмплер и нашаафриканская калимба. Между композициями, изображащющими короткое замыкание в роботе R2D2, и катание поухабистой местности мы играли вот такое:
Концерты вСловакии организовал замечательный букер Любомир Пукша, который говорит по-русски и переводил для наснеособоанглоговорящую Словакию. От негои из прочих источников мы узнали некоторые интересные факты о Словацком языке:
1) По-словацки слово "ужасно" (с ударениемна первом слоге) значит"офигенно". Поэтому нас совершенно вынесло, когда после концерта и громких искреннихапплодисментов к нам подошли и начали говорить "ужасно, ужасно!!!" 2)"Не беспокоить!" по-словацки будет "Нерушить!" 3) Как илюбая другая поломка, неполадки с тормозами в нашей машине, которые немного потрепали нашинервы, по-словацки называются "Поруха". Когда мы узнали об этом, и объяснилиЛюбомиру, что по-русски обозначает слово"РАЗруха", он понимающе кивнул, и сказал:"По-словацки это называетсяразъ*бание"
Помимо Левице, мы сыграли вочаровательном винодельческом городкеПезинок и теперь вот пьем офигительное пятилетнее Пезинокское вино:)
10 апреля
Jazzatorв Берлине и Кёльне В Берлин мы ехали через Дрезден, в которомсыграли маленький концерт в частнойбиблиотеке. Кажется, мы никогда еще не играли ТАК тихо :))) В первый день в Берлине Марина записывала вокалдля наших швейцарских друзей, Hildegard LerntFliegen. ДО нашего концерта в клубе B-flat в Берлине оставалось еще два дня. В эти дни мы с Олегом Маряхиным решили не терять даром времени, и поигратьфанк и эйсид-джазик на улицах.
В Берлин мы ехали через Дрезден, в которомсыграли маленький концерт в частнойбиблиотеке. Кажется, мы никогда еще не играли ТАК тихо :))) В первый день в Берлине Марина записывала вокалдля наших швейцарских друзей, Hildegard Lernt Fliegen. ДО нашегоконцерта в клубе B-flat вБерлине оставалось еще два дня. В эти дни я и Олег Маряхин играли живойэйсид на улицах и параллельно знакомились с ценителями этого жанра, другимиуличными музыкантами, танцующими бомжами и берлинской полицией.
Попути на наш первый концерт Олег с Маришкой устроили совершенно волшебныйвокальный джем
24марта мы сыграли один из наших лучших концертов в клубеB-flat, на котором слушателизакрывали глаза и ощущали мурашки на своей спине. После этого я наткнулся на описание этогоклуба в путеводителе Афиши по Берлину, иобнаружил, что этот уютный концертный зал, завлекающий прохожих огромными витринами в задней частисцены, отрекомендован там как"самый прославленный джазовый клуб Берлина".
Следующий наш Берлинский концерт прошел 8 апреля уже после Словацких гастролей. В промежутке между концертами в Словакии иГермании мы успели поизучать Берлин, ипослушать вживую музыку наших Берлинских и Швейцарских друзей.
Концерт 8 апреля прошел в русском театре PandaTheater, расположенном в бывшей пивоварне, переделанной в центрсовременного искусства Kultur Braueri. Вроде Московского винзавода. В Берлине таких"окультуренных" пивоварен несколько, и в них расположены, как водится, галереи художников, концертные площадки и ресторанчики.
ЭтотконцертмыигралисВладомБыстровым (VladyBystrov). Влад- саксофонист, живущий вБрауншвейге. Помимо концертов, он преподает игру на саксофоне в Брауншвейгскомуниверситете. На данныймомент Влад – музыкант с самым мощным академическимбэкграундом из всех духовиков, чтокогда-либо выступали с нами. Как правило , Влад выступает сольно или в составе дуэтов, играя импровизационныеконцерты или исполняя современную академическуюмузыку («Играю только живых композиторов»). Поэтому нам, понятно, было невероятноинтересно, как его игра преобразит нашикомпозиции.
Мы впервыевстретились утром 8 апреля, и весь деньрепетировали. Разучить программу Jazzator за один день довольно не просто, но у нас неплохо этополучилось, хотя и импровизировали мы наконцерте куда больше обычного.
Концерт был очень «уютным» - хотя на концерт пришло довольномного для маленького Панда-театранароду, половина пришедших состояла из наших Берлинских друзей и знакомых – музыкантов, звукорежиссеров,селивших нас у себя couchsurfer’ов и т.д. Мы уезжали из Берлина с ощущением, что у нас ужеесть свой маленький Берлин, в котором мыобжились, и в котором обитают интересные и симпатичные люди.
Во вкус спонтанныхимпровизаций, непредсказуеморазвивающихся посреди заранее написанного материала, мы окончательно вошли на следующий день наконцерте в Кёльне, где мы выступали вконцертном залеLoftKoeln, в промежутках между концертамифункционирующем также и в качестве студии звукозаписи. Именно здесь записали свой великолепный альбомRrugaнаши швейцарские знакомые ColinVallonTrio.
Ганс Мартин Мюллер, арт-директор LoftKoeln, оказался давним и увлеченным любителем экспериментальной музыки иеще 30 лет назад основал местныйавант-джазовый фестиваль, существующий до сих пор.
На этом моменте,я несколько устал писать, поэтому самое время смотреть и слушать:
P.s. Публикапросто замечательная - слушают внимательно, часто с закрытыми глазами, хлопают громко, просят бис, покупают многодисков:)))
18 апреля
Jazzator в НюрнбергскомКунстлерхаусе
Приехали в Нюрнберг. Перед концертом погуляли по замку,полюбовались на черепичные крыши со стенэтого самого замка и заценили особый колоритместной геральдики:
Концерт мы играли в солидном заведении подназванием KunstlerHaus(«ДомХудожника»),размещенном в старинном здании с внушительнымфасадом. Внутри все оказалось неменее чинно и торжественно, чем снаружи, это вам не «ПроектОги».
Олег Маряхин специально прилетел на этой концертиз России, и улетел обратно на следующееутро, увы, уже второй раз в своей гастрольной жизни так и не увидев толком Нюрнберга.Мы не виделись со времени нашего концерта в Берлине 24 марта и,соответственно, все это время нерепетировали вместе. Каждый из нас немного волновался по поводу того, как же мы преодолеем все«опасные места», но все это напряжение почти мгновенноулетучилось , когда мы начали играть.Зашкаливающий по теплоте прием Даниелы, нашего организатора,сыграл свою роль. Из звукозаписывающего оборудованияпод рукой опять был лишь фотоаппарат. Ну, чем богаты тем и рады. Копим наZoom.
Jazzator на родине Рембрандта
Сыграли концерты в Амстердаме и Эйндховене,наелись голландского сыру и откатали себе все ноги на велосипедах.
По дороге в Эйндховен заехали в MiddelheimMuseum–музей современной скульптуры под открытым небом, расположенный на окраине Антверпена. Среди всего прочего вэтом музее есть скульптура, представляющая собойскелет на велосипеде, балансирующий на высоко натянутом канате. К скелету приделанаверевочка, потянув за которую, можнозаставить его вращать педали и кататься по канату.
После двух концертов в Голландиивыяснилось, что отличительной особенностью голландской публики является чрезвычайная сдержанность реакции на концертах. Наши собственные впечатленияподтвердили потом наши знакомые немецкиемузыканты. Голландцы нас слушали с серьезными лицами, и аплодировали весьма скупо, после концерта жеподходили, и очень сдержанным тономговорили, что им понравилась музыка, последовательно и детально объясняя, что именно импонравилось.
ВЭйндховенеконцертбылвтакназываемомTemporaryArtCenter’е– бывшемзданиифабрикиPhilips, отданномхудожникамидизайнерам. После концерта мы остановились уСелин, нашей бывшей couchsurfing-гостьии на следующий день пошли купаться (!) на местный пляж –температурав тот деньперевалила за 30 градусов!
ВАмстердаме мы играли в студенческом кино-музыкально-гастрономическом клубеSkek,расположенном в самом центре в двух шагах от университета на невероятнооживленной и невероятно узкой улочке Zeedijk.Во время концерта у меня по совершенно неизвестной причине пошла носом кровь, и явынужден был «вдохновенно» запрокинуть голову, пока кровотечение не прошло.Не считая этогофорс-мажора, концерт прошел довольно азартно и озорно.
После Амстердамского концерта мы остановились на пару дней в Утрехте и покатались вдоль старинных утрехтскихканалов. Жили опять же у нашего бывшегогостя Марникса в его студенческом домике, в котором происходит почти перманентнаятусовка, но зато почтиникогда не происходит уборка. Нахолодильнике там висит очень забавный график употребления и закупки пива каждым из жильцов.
Единственные два жильца, которые не были ростомподдва метра, оказалисьавстрийскими студентами, так что в Голландии иностранцев можно выпалить еще до того, какони откроют рот:
Налюбовавшись на Утрехт, начали потихоньку двигаться домой, нам восток, для начала доехав до Гамбурга. В Гамбурге я прямо наулице обнаружил мелодически-перкуссионный инструмент с невероятно глубоким извучным тембром. Этот инструмент яусловно назвал для себя сосиско-барабаном. Установлен он перед зданием государственного банка Германии и возможности его демонстрируются на видео:
На этой бронзово-сосисочной ноте мызавершаем наш тур-блог. Увидимся в Москве на нашем концерте в ДОМе 20 мая!