«Акуа-Фест» и геопоэтика
15.09.2011 13:00Весной этого года в Сухуме прошел первый культурный фестиваль «Акуа- Фест», на котором собрались эксперты и деятели современного искусства России, Украины и Абхазии — поэты, художники, музыканты, культурологи — для того, чтобы обменяться культурным опытом. Экспериментальный формат мероприятия ставил своей целью генерацию идей для Абхазии и разработку инновационных проектов с учетом местных культурных традиций. Но этот фестиваль стал не только важным событием в культурной жизни Абхазии, но и послужил мостом к возобновлению не менее яркого проекта — Боспорского форума в Крыму, посвященного такому явлению современной культуры, как геопоэтика.
Сам, относительно молодой, термин «геопоэтика» был придуман в 1979году профессором культурологии в Сорбонне Кеннетом Уайтом и, дошедшее до нас, пространное, размытое понимание термина сводится к формированию культурной географии, творческому объединению этносов и народов. Боспорский форум (по античному названию Керченского пролива — Боспор Киммерийский) зародился в 1993году, просуществовав до 95го, и только в этом году возобновил свою деятельность. Инициатор и организатор обоих мероприятий — поэт, эссеист, автор международных культурных проектов- Игорь Сид пояснил мне: "Возобновление Боспорского форума действительно генетически связано с «Акуа- фестом»: именно после ознакомления с материалами абхазского проекта мой друг — бизнесмен потребовал «снова привозить таких талантливых и многогранных людей и в Керчь тоже. Кстати, именно с Боспорского форума в Керчи я начинал свою геопоэтическую деятельность».
В этом году на Боспорском форуме нет представителей абхазской культурной элиты, но на протяжении двух лет с зарождения проекта активное участие в нем принимал Фазиль Искандер, а также другие яркие фигуры современной словесности — Иван Жданов, Лев Рубинштейн, Василий Аксенов, Николай Звягинцев, Мария Максимова, Михаил Айзенберг.
Семинары и дискуссии проводились в керченских учреждениях, на античных раскопках Керченского полуострова и — один из дней целиком — на Тузле. Важным элементом и, пожалуй, задачей форума являлось и остается установление и углубление диалога между очень разными направлениями в современной культуре.
Игорь Сид считает, что именно Фазиль Искандер благословил этот проект на поиск общего языка между авторами традиционалистского и экспериментального плана. Он вспоминает как в телевизионном интервью классик сказал: «Я рад, что на Боспорском форуме соберутся вместе традиционалисты и авангардисты — и найдут здесь общий язык!».
На проспектах и цитатниках форумов тех лет до сих пор хранятся афористические высказывания его участников. Такие, как:
"Двадцатый век вновь реабилитировал многое в латинской литературе, он почувствовал, что в нашей современности больше точек сходства с римским миром, чем с эллинским…"Ф.Искандер.
«Фазиль Абдулович участвовал в Боспорском форуме в 94- 95годах, в 95году даже анонсировал вместе со мной форум по российскому ТВ, для этого съемочная группа приехала к нему на дачу», — говорит организатор.
В 99году Фазиль Искандер, Белла Ахмадулина, Игорь Сид и еще несколько авторов написали письмо — выдвижение романа Василия Аксенова «Новый сладостный стиль» на Госпремию РФ. Это при том, что Фазиль тоже выдвинул свою креатуру на премию, что говорит о силе дружеских мотивов у этого круга и, конечно же, о личностных качествах Фазиля Абдуловича, его отношении, уважении ко всему человеческому — поддержать выдвижение кандидатуры, являющейся его прямым конкурентом.
Программа форума 2011года сосредоточена в двухдневной программе, а третий день — традиционный праздничный гала — конвент — концерт на набережной. Авторские семинары и мастер — классы будут освещать такие темы, как авторская футурология, этно — авангард, видеопоэзия, изготовление музыкальных инструментов из бытовых предметов и тд.
О специфике подобных культурных проектов и, подробно, о фестивале «Акуа — фест» я поговорила с его участником- выдающимся импровизатором, саксофонистом, философом Сергеем Летовым. Активный культурный деятель играет, пишет музыку для кино и спектаклей, снимается в кино, участвует в радио- и ТВ-передачах.
-Сергей, расскажите пожалуйста о том как Вы оказались задействованы в фестивале?
-Приглашение я получил от Игоря Сида, друга Даура Зантария. Он вместе с Цизой Гумба, директором Центра Даура Зантария, организовал Первые Зантариевские чтения, приуроченные ко дню рождения классика современной абхазской литературы и фестиваль. Я не мог не согласиться, ведь с Дауром я был знаком, прочел его книгу «Золотое колесо», которую он подарил мне в Театре на Таганке после спектакля «Москва-Петушки», в котором я играл.
-Каждый гость фестиваля делился каким-то опытом, что поведали абхазской публике Вы?
-Мой доклад назывался «Самоопределения и формы бытования современных звуковых искусств», посвящен он был разграничениям в жанрах современной музыки и саунд-арта. Начать пришлось с истории западноевропейской музыки, с проблем неприложимости категорий философии музыки, сложившейся в XIX веке, ко многим видам современной музыки, прежде всего, музыкального времени, а также об изменившемся способе слушания. Подвергнув сомнению универсальность основных категорий академической музыки, я указал на историческую обусловленность ее форм и ритуалов, провел аналогию сложившегося в академической музыке разделения труда с процессами становления производства в капиталистическом обществе. В заключение доклада речь зашла о формах бытования современных звуковых искусств и источниках их финансирования. Все это сопровождалось разнообразными звуковыми примерами.
Докладом дело не ограничилось, получился настоящий концерт, в котором выступал камерный ансамбль Абхазии под управлением Давида Терзяна. Ансамбль исполнил «Музыку на воде» Генделя и «Венгерский танец» Брамса, а также групповую импровизацию вместе с автором гимна Абхазии, композитором Валерием Чкадуа (фортепиано). Ну и я немножко поимпровизировал на C-Melody саксофоне и электронном инструменте Akai EWI USB в сопровождении ноутбука. Проходило все в зале музыкального училища в Сухуме.
-Насколько продуктивным, на Ваш взгляд, оказался этот проект? Удалось хотя бы частично реализовать замысел? И каковы перспективы дальнейших таких фестивалей?
-Мне показалось, что все прошло успешно, и доклады, и выступления с воспоминаниями о Дауре Зантария, и чтение стихов. Забавно, что во время перформанса Германа Виноградова в Центре Даура Зантария погас свет (Герман использовал довольно много аудио-техники и видеопроекцию, видимо перегрузив электропроводку), но, когда он начал читать заклинания из своей «Книги лекарств и снадобий доктора Добронюхова Гуталина Петровича», свет зажегся! Мне трудно судить о перспективах, но сам фестиваль был очень интересным и разнообразным, к сожалению не все приглашенные смогли прибыть — по разным причинам.
-Вы были впервые в Абхазии. Ваши впечатления от аудитории и страны в целом?
-Мне очень понравилось в Абхазии. Люди очень живые и непосредственные. Архимандрит Дорофей провел очень интересную экскурсию по Новоафонскому монастырю, даже забирался с нами на колокольню. Удалось посетить келью Симона Кананита, Анакопийскую крепость… Ну и самое яркое впечатление — это абхазское застолье с тамадой, тостами… Можно читать об этом, слышать рассказы, но собственное впечатление ярче!
-На чем должны основываться культурные инновации в России?
-Думаю, что больше внимания должно уделяться современным технологиям в области искусства. Большая часть современного российского искусства со времен «бульдозерной выставки» — это бедное искусство, очень отсталое в плане техники (я не имею в виду традиционно-консервативное искусство — живопись, академическую музыку или классический балет). Большая часть современного российского искусства технологически малооригинальна, технически отстала, малооригинальна.
-Наверное, ансамбль Три"О", его концертная деятельность на протяжении 25 лет.
-Есть ли у Вас какая-то высокая мечта, планка? Мечты, которые сбываются – Вы относите к прошлому (как уже реализованный и пройденный этап)? Или это настоящее -ступень, стимул для дальнейшего совершенствования в будущем?
-Совершенно точно — это (мечта, планка…) не связано с каким-либо признанием. В настоящее время я думаю о выведении электронных музыкальных инструментов на уровень выразительности, сравнимый с традиционными духовыми инструментами, саксофоном. Главное — это чтобы была возможность выступать, играть, импровизировать, и чтобы это было нужно не только мне, а и слушателям.
- Как переживаете победы и поражения в эмоциональном плане. Вы экстраверт?
— Не могу себя психологически характеризовать, но большая скрытность мне не свойственна. Я — импровизатор, и поэтому мне свойственно иногда слишком быстро, поспешно и чрезмерно реагировать на те или иные события.
— К чему готовитесь сейчас, наверняка уже расписаны какие-то проекты на ближайшее время?
-Обычно после каждого концерта начинается подготовка ко следующему. Но вот сейчас (летом) намечаются паузы, и я намерен начать некоторые новые проекты, среди которых озвучивание немого фильма совместно с фаготистом Александром Александровым. Еще я намерен заняться освоением некоторых программных языков, новейшего MIDI-контроллера и, если повезет, то бас-саксофона, возможно изучением и раскрытием малодокументированных возможностей другого MIDI-контроллера.
— Какие люди вдохновляют Вас? Повлияло ли кардинально какое-то творческое сотрудничество на Ваши взгляды, в целом на Вашу жизнь?
-Самыми важными людьми, оказавшими на меня влияние, являются композиторы Софья Губайдулина и Джон Кейдж.
Среди тех, с кем я сотрудничал, самое большое влияние на музыку и эстетику оказал Сергей Курехин (дуэт, «Поп-механика»). Ловлю себя на том, что внутренний диалог с Сергеем Курехиным продолжается уже в течение 15 лет после его смерти.
Большую роль в моем самоопределении как музыканта сыграл также музыкальный философ Ефим Семенович Барбан. Начать играть на саксофоне я решил после того, как услышал радиопередачу об Орнетте Колмане.
На мое понимание современного искусства также повлияло знакомство и сотрудничество с московскими концептуалистами, Дмитрием Приговым, Андреем Монастырским.
— Что считаете самой большой ценностью жизни? Ваше кредо?
Все записи