на главную Написать письмо Живой журнал Холмов Группа ПХ Вконткте Youtube-канал ПХ Карта сайта ENG

Фестиваль свободного творчества


 
 
ФЕСТИВАЛЬ СОСТОЯЛСЯ! СПАСИБО ВСЕМ УЧАСТНИКАМ!

«Отлученные от Дома!»

14.11.2011 11:04

Центральный дом работников искусств на Рождественке окутан шлейфом скандала: штрафы, судебные разбирательства, увольнения сотрудников, смена состава правления, под угрозой существование самого ЦДРИ как дома искусств.

Очень многие вещи со стороны выглядят совсем не такими, какими их видят люди, оказавшиеся в гуще событий. Взять хотя бы ЦДРИ — Центральный дом работников искусств. Тихий особняк на Рождественке, где раньше был немецкий клуб, а Станиславский ставил первые театральные опыты. Ныне — почтенное учреждение культуры. Казалось бы, ну что там может «бурлить»? Разве что творческие споры? Увы, за фасадом здания разворачивается конфликт, поставивший под угрозу существование самого ЦДРИ как дома искусств! Юлия Богоманшина разбиралась, в чем дело.

Клубу «Арт’эриа» на Рождественке отказано от дома — хорошо известного в Москве Дома работников искусств. Молодежный клуб работал здесь, в Каминном зале, последние 7 лет. Экспериментировали, ставили спектакли, читали стихи и пели. И всем творческим миром чинили вечно протекающую крышу. Потому что очень ценили это пространство — Каминный зал.

Вот так всего год назад арт-директор Нина Кибрик с гордостью демонстрировала его главную достопримечательность.

Нина Кибрик, арт-директор клуба «Арт’эриа»:
— Эта лесенка особенно памятная. Люди приходят сюда и просто плачут. Потому что вспоминают, как именно по этой лесенке спускались панны, пани в передаче «Кабачок 13 стульев», которая снималась именно тут.

Этой осенью руководство ЦДРИ попросило «Арт’эриа» освободить помещение, а Нину Кибрик уволило.

Нина Кибрик, арт-директор клуба «Арт’эриа»:
— Филиал клуба «Арт’эриа» теперь в моей мастерской. Больше выглядит сейчас, как склад непонятного инвентаря. Сюда нас выкинули. Нам пришлось заполнить все дома книгами, костюмами.

Сочувствующие «Арт’эриа» сначала устроили пикет перед зданием ЦДРИ, а потом митинговали на Лубянке и собрали почти 2000 подписей в поддержку клуба.

Сергей Никитин, член правления ЦДРИ, руководитель секции авторской песни:
— Я несколько раз был у них, мне очень нравится тамошняя творческая атмосфера.

Зинаида Кириенко, экс-председатель правления ЦДРИ:
— Я, конечно, за то, чтобы этот молодежный коллектив работал в доме. Он единственный действительно работал, и молодежь часто приходила туда.

Понять — почему «Арт’эриа» оказалась на улице? — сложно. Руководство ЦДРИ не устроило то ли творческий план клуба, то ли то, что он единолично занял Каминный зал.

Энгелиса Погорелова, директор ЦДРИ:
— Дорогие друзья! Это не ваша вотчина, вы не платите за нее и не должны платить, но вы должны во всем доме быть — это помещение дома, а не лично ваше!

В «Арт’эриа» же подозревают: на Каминный зал у директора были свои планы.

Нина Кибрик, арт-директор клуба «Арт’эриа»:
— Последняя версия, что будет-таки концертный зал. До этого говорилось, ходили слухи, что там будет ресторан, что там будут какие-то коммерческие мероприятия проходить.

Слухи не беспочвенны. ЦДРИ, арендующее у Москвы 2 здания, уже давно сдает часть помещений в субаренду без согласия столичного Департамента имущества.

Александр Попов, начальник Управления государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Москвы:
— На сегодняшний день 9 организаций в данных помещениях и по новому, и по старому адресу сидят незаконно и используют помещения под магазины, под кофейни. За все эти годы наложено огромное количество штрафных санкций, оплачено штрафов на 2,5 миллиона рублей.

Энгелиса Погорелова, директор ЦДРИ:
— Мы вынуждены были взять арендаторов! А на что жить? Да, тряпки, да, магазины! А чем еще дом может зарабатывать?

В советское время ЦДРИ финансировал профсоюз. В лихие 90-е, оставшись без его поддержки, здесь создали автономную некоммерческую организацию. Но она оказалась не в состоянии содержать 2 здания, одно из которых — памятник истории и архитектуры. Последние 20 лет особняк на Рождественке медленно умирает. Каминный зал, по сути, был единственным местом, где еще продолжалась жизнь.

Александр Попов, начальник Управления государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Москвы:
— В 2006 году при очередной контрольной проверке было обнаружено, что по старому зданию, по Рождественке, проведена огромная перепланировка. В помещениях самовольно установлены дополнительные перегородки, заложены оконные проемы, оборудованы антресоли, перенесен лестничный пролет.

Ничего подобного в памятнике архитектуры делать нельзя по закону.

Договор аренды у ЦДРИ истекает в 2017 году. Но, по словам Александра Попова, из-за многочисленных нарушений город может расторгнуть его и раньше — в судебном порядке.

Александр Попов, начальник Управления государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Москвы:
— Конечно же, город понимает прекрасно социальную значимость данного объекта. И в том смысле, если бы организация не нарушала условий договора аренды… Город всегда поддерживал эту организацию, когда были трудные времена, прощал какие-то вещи такие, как неуплата арендной платы. Накапливались долги, со временем где-то даже списывались.

Город не раз предлагал ЦДРИ изменить статус, перевести организацию из некоммерческой в бюджетную и взять под свое крыло. Тогда бы Москва могла выделять средства на содержание и реставрацию.

Но все последнее время ЦДРИ окутан шлейфом скандала: штрафы, судебные разбирательства, увольнения сотрудников, смена состава правления.

Клубу «Арт’эриа» пока просто некуда возвращаться. В «доме раздора», каким стал ЦДРИ, территорию для искусства найти очень трудно.

Юлия Богоманшина, Михаил Полковников, Олег Лапшов, Максим Сидоренко. «ТВ Центр».

Источник:
http://www.tvc.ru/AllNews.aspx?id=8ba19073-c13d-43cf-b1f6-e11f4d9e65c7


Все записи

© 2003 Организационный комитет фестиваля «Пустые Холмы»