на главную Написать письмо Живой журнал Холмов Группа ПХ Вконткте Youtube-канал ПХ Карта сайта ENG

Фестиваль свободного творчества


 
 
ФЕСТИВАЛЬ СОСТОЯЛСЯ! СПАСИБО ВСЕМ УЧАСТНИКАМ!

Если клезмер пришел в синагогу…

02.03.2012 09:00

Где находится Гора страха? В воскресенье она была в Большой Хоральной Синагоге, по 400 рублей за диск. Цена «Bazardüzü». Это название нового, девятого по счету, альбома фолк-группы «Добраночь», которая исполняет еврейскую, молдавскую, балканскую, русскую народную музыку. Первая презентация диска и была устроена в Синагоге.

Скрипач, один из основателей группы Митя Храмцов предлагает вслушаться не только в песни, но и в само название диска: «Bazardüzü — это гора на Кавказе, самая южная точка России. Название предложил наш барабанщик. Оно совпадает с тем, что мы делаем: в этом есть что-то восточное, базарное… Прошлые альбомы мы записывали в студии и старались сыграть более чисто, а этот получился живее. Он записан практически вживую, очень быстро. Предыдущий диск мы записывали, по-моему, года четыре».

С выходом «базарного» альбома «Добраночь» не стала другой, она все так же числит себя среди клезмеров и порой играет вместе с другими клезмерскими ансамблями. Разве что состав группы расширился. Хотите духовой оркестр? Получайте: в дополнение к тубе появились тромбон и кларнет. В прошлых записях и на ранних концертах группы их не было. А теперь духовики и играют, и пританцовывают — публику заводят. Еще один новичок — банджист. Возможно, появятся новые участники. «Мы, — говорит Храмцов, — становимся более оркестровыми. Но всегда были веселым свадебным оркестром. У нас акустические инструменты, живое звучание без перегруженности современными электронными заморочками». И музыка все та же, народная: «еврейская и около нее».

Та, которую евреи Восточной Европы слышали от своих соседей — молдаван, украинцев, поляков, румын, — тут же перепевали и делали своей. А соседи «присваивали» себе еврейские мелодии. Да это же балаган какой-то, тут все перемешано! А музыканты этого и не скрывают. И идут даже дальше, чем клезмеры прежних времен: берут старую пластинку с записью индонезийской песни «Айо, мама» на русском языке и перепевают заново. «Клезмер, еврейская музыка из Восточной Европы, это и есть смешение всего со всем. Евреи, которые жили где-нибудь в Бессарабии, играли молдавские мелодии: дойны, хоры… Было влияние и синагогальной канторской музыки, можно найти даже отзвуки прошлой жизни в Германии и Испании, — говорит Митя Храмцов. — Все это такая каша, что отделить еврейскую мелодию от молдавской иногда сложно. А если записать нотами — вообще не отличить, отличается только стиль исполнения, и то не всегда. Здесь нет угрозы ассимиляции. Наоборот, я как раз через эту музыку возвращаюсь к своим еврейским корням. От иных „пуристов“ можно услышать: „Это чистый клезмер, у нас нет никакого смешения“. Но те, кто в курсе, знают, откуда эта музыка, и так говорить глупо. Когда ты ешь борщ и не кладешь туда сметаны, это хорошо или плохо? Если положить в борщ сметану, произойдут смешение и ассимиляция? Другое дело — кошерность, не надо класть свинину…»

Отыграли молдавский свадебный танец, одесскую песню — а следом композиция американского клезмера Фрэнка Лондона «На рынке всё уловки». Ну, полный базардюзю…

Слушатели хлопали, подпевали и улыбались. Одни угадывали в песнях что-то отдаленно знакомое, другие с детства наизусть знают слова и музыку многих песен. Может быть, даже индонезийских, как знать, — такое нынче время. Ассорти, коктейли и винегреты по-прежнему остаются традиционно еврейским музыкальным блюдом, только взбивается и перемешивается все гораздо быстрее. Участники группы так и говорят: «Раньше музыка смешивалась не так, как теперь, — не было Интернета, радио и телевидения. Если приходил музыкант из соседней деревни и играл одну-две других ноты в мелодии, это уже было событие: „О, ничего себе!“ Теперь ты нажимаешь кнопку, и у тебя в Ютубе сто тысяч вариантов со всех концов света».

Конечно, нынче такую музыку играют не клезмеры из местечка, а жители мегаполиса, наслушавшиеся звуков и мелодий разных народов. Но, как и в прежние времена, на выступление клезмеров приходят люди разных национальностей и религиозных взглядов. И всех их Синагога принимает под своей крышей.

А музыканты — что с них взять, народ легкий на подъем: отыграли на Лермонтовском — поехали на Елагин остров. Там масленица, но программа неизменна. Клезмер — он и на масленице клезмер. Вот только играли в Синагоге (сами признались!) с совсем другим настроением.

Источник: ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Автор: Василий Когаловский




Все записи

© 2003 Организационный комитет фестиваля «Пустые Холмы»