на главную Написать письмо Живой журнал Холмов Группа ПХ Вконткте Youtube-канал ПХ Карта сайта ENG

Фестиваль свободного творчества


 
 
ФЕСТИВАЛЬ СОСТОЯЛСЯ! СПАСИБО ВСЕМ УЧАСТНИКАМ!

Европейское радио для Беларуси: «Почему белорусские группы находят своего слушателя в России, а не на родине?»

07.10.2009

2009-10-07 17:04:02, Змитер Шевчук

Белорусские музыканты выступают хэдлайнерами на крупных фестивалях, открывают самые большие клубы и даже «разогревают» публику перед мировыми звёздами…

Белорусская музыка за последние несколько десятилетий неоднократно завоёвывала российскую сцену. Положили начало этой тенденции ещё «Песняры» в 1970-е, затем был «Ляпис Трубецкой» с «Капиталом»… Сейчас же российская публика фактически является единственным полноценным потребителем белорусской альтернативной сцены.

Начинать здесь нужно с крупнейшего российского фестиваля «Пустые Холмы». Этот open-air каждый год меняет место проведения и перебирается из одной российской глубинки в другую. Однако безусловным остаётся для мероприятия один факт: на «Пустые Холмы» неизменно приезжает по несколько десятков тысяч слушателей, к тому же не только из России. А к представителям белорусской музыкальной сцены, как утверждает Андрей Жвирблис, пресс-секретарь «Пустых Холмов», организаторы фестиваля относятся с большим уважением.
 
Андрей Жвирблис: «У нас нет какого-то разделения по национальности: мы отбираем группы на фестиваль за их музыку, только за их музыку! А в Беларуси очень много достойных людей, делающих действительно качественную музыку».

Сам фестиваль проходит в середине лета, однако перманентно организаторы проводят мини-фесты в Москве и близ российской столицы. На одном из таких фестивалей под названием «Пустые Холмы: Город Золотой», который проходил в прошлые и позапрошлые выходные, хэдлайнерами были не кто-нибудь, а белорусские «растаманы» «Аддис Абеба» и фрик-кабаре-бэнд «Серебряная Свадьба». Причём организаторы утверждают, что на место хэдлайнеров белорусов выбирают совсем не случайно.

Андрей Жвирблис: На «Пустых Холмах» существует определённый круг людей. Я даже не знаю, как правильно называть их. Смысл в том, что мы направляем каждому из них материалы от групп, и они выставляют им определённые оценки. Причём мы делаем так, чтобы люди отслушивали именно те стили музыки, в которых сами работают. К тому же мы делаем так, чтобы одну группу прослушали несколько людей: для того, чтобы минимизировать определённый субъективизм в оценках. Так, например, на нынешних «Пустых Холмах» было около 10 белорусских групп.

Фактически если такие «посты» на крупном фестивале занимают белорусские группы, самое время начинать говорить об определённом успехе наших соотечественников на российской сцене. Однако та же Бенька, вокалистка и «лицо» группы «Серебряная Свадьба», очень радуется таким сдвигам в понимании своего творчества. Потому что в Беларуси, к сожалению, группа начала собирать полные залы только совсем недавно. После гастролей по Польше, ряда выступлений в Германии и участия во французских театральных фестивалях.
 
Бенька: «Я, честно говоря, не очень понимаю в данном случае смысл слова „успех“… Лично я вижу очень хорошое и устойчивое внимание к нашей музыке. Мне сложновато объяснить, из-за чего это происходит, однако такой факт нужно признавать».
 
Музыканты отечественной группы «Аддис Абеба» тоже разделяют позицию насчёт внимания к белорусской альтернативное сцене со стороны российских соседей. Гитарист Александр Гелих, например, полностью согласен с тем, что белорусы фактически завоёвывают сейчас умы российских интеллектуалов. Музыкант считает это настоящим успехом.
 
Александр Гелих: «Да, конечно, записался бы!»

ЕРБ: Тогда рассказывай: почему хэдлайнерами на российских музыкальных фестивалях выступают белорусские группы?

Александр Гелих: Потому что всегда в самых сложных условиях прорастают какие растения? Самые сильные и упрямые! Ситуация напоминает конец 1980-х годов, когда и коммунизм с социализмом существовали, однако в то же время и такие группы были, как «Кино» и «Машина времени». Меж тем, появлялись они под большим надзором со стороны системы, когда даже ещё музыкантов в специальные «больницы» отправляли. Тем не менее, под этим давлением и группы хорошие появлялись, и субкультуры существовали и так далее.

Лично у меня, например, складывается впечатление, что российские меломаны попросту соскучились по музыке «из подвалов». Даже если не заводить разговор об определённом качестве и насыщенности текстов представителей белорусской альтернативной сцены, как-то невозможно не замечать тот факт, что белорусов на самом деле ждут на российских музыкальных площадках. Смотрите, ну не настоящий ли успех, когда минчане из группы «Кассиопея» выступают на «разогреве» у Ника Кейва? А такое на самом деле было в прошлом году в Санкт-Петербурге. Не успех ли, когда на последний SKIF (легендарный Международный фестиваль имени Сергея Курёхина в городе на Неве) зовут выступать на главной сцене ту же «Кассиопею»? А в Минске ещё полгода назад на сольном концерте группы в «Граффити» большинство слушателей, заплативших за билет, были друзьями музыкантов и владельцев клуба…

Продолжать говорить об успехах фактически ненужных нашей стране музыкантов можно ещё долго: группа CherryVata будет сольным концертом открывать новый, крупнейший на данный момент в Санкт-Петербурге клуб «Сцена»; Герберт Моралес из Jah Division переходит вторым вокалистом в «Аддис Абебу», а господин Вкусный из группы «Каникулы Бонифация» приедет в Молодечно записывать новую программу для группы «Botanic Project». Да и «Ляписы», которых, ждут сейчас, пожалуй, в каждом рок-клубе или крупном фестивале в России.

В завершение хочется добавить, что на просторах бывшего Советского Союза своеобразным аналогом «Грэмми» считается премия Артемия Троицкого «Степной волк». Так вот, белорусы в этом году были представлены в каждой второй номинации. А взяли каждую третью… Причём главную награду в номинации «Деятель года» получил не Иосиф Пригожин (муж и продюсер Валерии), не Яна Рудковская (продюсер Димы Билана), а белорус Александр Богданов. Именно он, кстати, продюсирует и «Кассиопею», и «Серебряную Свадьбу».

Единственный вывод, который хотелось бы ещё озвучить, — это то, что молодая белорусская альтернативная музыка сейчас находится на настоящем подъёме. Поэтому, дорогие соотечественники-музыканты, работайте, прикладывайте все усилия, и уже очень скоро музыку Made In Belarus будут воспринимать не только в России и где-то далеко за рубежом, а и у нас на родине.

Cкачать радио-интервью: Почему белорусские группы находят своего слушателя в России, а не на родине? (mp3, 2MB)

Источник: Европейское радио для Беларуси (ERB)


Список всех новостей

© 2003 Организационный комитет фестиваля «Пустые Холмы»