на главную Написать письмо Живой журнал Холмов Группа ПХ Вконткте Youtube-канал ПХ Карта сайта ENG

Фестиваль свободного творчества


 
 
ФЕСТИВАЛЬ СОСТОЯЛСЯ! СПАСИБО ВСЕМ УЧАСТНИКАМ!

Журнал InRock: МЫ - ХОЛМЫ

22.10.2008

От редактора. Статья, которая планировалась как "репортаж" с мероприятия, состоявшегося в июне 2007-го, выходит в свет через полгода, аккурат между прошедшим фестивалем и, будем надеяться, фестивалем будущим.
Правда, и репортажем ее назвать сложно - один из организаторов и бессменный звукорежиссер "Пустых Холмов" Алексей Денисов, известный друзьям более как Кот Матраскин, поделился с нами своими мыслями, воспоминаниями "инсайдера" и прогнозами на будущее. Безусловно, речь идет не только о судьбе конкретного музыкального фестиваля. Да, это важно, но важно и другое: будет ли развиваться свободная, творческая музыка в России? Будут ли появляется новые слушатели и новые талантливые музыканты? Фестиваль "Пустые Холмы" самим своим существованием как нельзя лучше доказывает старую истину: всё зависит от нас самих.
Владимир ИМПАЛЕР

ХОЛМ ПЕРВЫЙ. БАРДАК И АТМОСФЕРА СЧАСТЬЯ

История фестиваля началась в 2003 году. К тому времени у группы энтузиастов из Бауманского технического университета уже был не вполне удачный опыт проведения концертов. За ними числился фестиваль "Полые холмы" клубного формата с участием Непомнящего, Хелависы (тогда еще без "Мельницы") и Константина Кудряшова (одного из главных организаторов). Действие запомнилось скверной организацией, да и, в общем-то, больше ничем. После него осталось чувство неудовлетворенности и желание сделать что-то более серьезно-музыкальное. Затевая новый фест, ребята возлагали большие надежды на тесное сотрудничество с такими группами, как "Фестиваль всего на свете" Ромы ВПРа, "Ст. Мир", Умка и "Броневичок", "Ковчег" Ольги Арефьевой, "Ключ" Володи Голованова, "Глупый Белый" и многими другими.
Основной проблемой было отсутствие "своего формата". Все эти команды, такие любимые, практически не имели больших площадок для выступлений. Московская андеграундная публика делилась на несколько небольших, но стабильных "тусовок": кельтскую, блюзовую, хипповскую, растаманскую и т.п. Только что зародившийся фестиваль "Этнолайф" имел жесткое этно-кришнаитское направление с коммерческой составляющей. Большие фестивали, в обойму которых входил русский рок, казалось, были озабочены лишь тем, чтобы сгрести бабла, а блюзовые и блюзово-гармошечные акции в ЦДХ имели жесткую стилевую концепцию и не могли объединить людей с разными вкусами. Справедливости ради нужно признать, что подобные попытки были, но собирали такие акции не более 30 человек по билетам, что, в свою очередь, было просто стыдно.
И вот, наконец, в 2003 году Харлей (Денис Лыхнин), Хоббит (Александр Ефимов) и "бауманцы" решились на что-то среднее между корпоративной вечеринкой, посвященной окончанию института, и свободным музыкальным фестивалем. Местом проведения "мероприятия" стала усадьба художника и просто хорошего человека Крюковского – частное владение под Тарусой, с чудесным озером и отсутствием дороги. Была проведена электрическая ветка до поляны фестиваля (3 км), арендован аппарат MeyerSound, построена сцена на пеньках и грузовых поддонах, покрытая отслужившим свой срок рекламным баннером.
Ребята позвали выступить всех. Ну, то есть абсолютно всех. В результате – полный бардак с графиком выступлений (точнее, отсутствие графика), совершенно непонятная подборка участников: от самодеятельных бардов до группы, исполняющей каверы на песни из мультфильмов.
Музыка, конечно, тоже была. Был удивительный и непонятно кем приглашенный дуэт девушки с поэтическим именем Наталья Гончарова и гитариста, исполняющих авангардный джаз с каким то совершенно запредельным вокалом. Был Рома ВПР, уже известный и почти культовый персонаж московских клубов. Был осколок "Станции Мир" в бардовско-блюзовом формате дуэта В. Кожекина и Ивана Жука, запомнившихся сценой мужского стриптиза и купанием в озере при чуть ли ни минусовой температуре. Были Boogie Chillen с вполне профессиональным исполнением блюзов, Юля Тузова, Юлия Теунникова, "КаПаДзонг", Алиса Апрелева, группы "Вилы", "Республика", "Глупый Белый", "Лакоча" и "Мальтониус" – и всё это чередовалось с выходом совершенно загадочных и непрофессиональных персонажей, встречаемых не менее радостно. Читали стихи, Андрей "Плант" Якушев (клуб им. Джерри Рубина) показывал совершенно невозможное кино из категории "авторское" - то, что во всём мире смотрят от силы человек 300.
Мне трудно дать адекватную оценку этому фестивалю: трое суток за пультом, холод, дождь, редкое солнце, бардак и атмосфера радости и счастья. Много знакомых лиц, завсегдатаи музыкальных тусовок, хиппи, друзья-музыканты. Собственно, именно тогда и сложилось то самое отличие ПХ от других фестивалей: отсутствие границ между артистами, публикой и "организаторами", которые были и публикой, и, часто, музыкантами на сцене, отсутствие границ между стилями и отсутствие "хедлайнерства". И вот на этом я и остановлюсь поподробнее.

Отвлечение первое
Бюджет – основа любого фестиваля. Если сделать платный вход, то расходы тут же возрастут, поскольку тогда необходимо огородить место проведения, поставить охрану, устроить досмотр и т.п. В этом случае необходим гарантированный приезд платящей публики. А обеспечить это может лишь наличие "звезд" в обойме фестиваля. Звёзды же, бесконечно ротируемые по радио и ТВ, зачастую не соответствуют своему музыкальному (звездному) статусу. Чаще всего это творчески посредственные люди, вынесенные на вершину то ли удачно сложившимися обстоятельствами, то ли вложенными деньгами, то ли бесконечным потворствованием усредненным вкусам. И стоят "звёзды" немало, что еще больше нагружает бюджет и заставляет фестивальную команду выжимать деньги любыми способами: платные туалеты, вода, дорогое пиво и еда, запреты на привнесение своей пищи на территорию фестиваля и т.п.
И что мы получаем? Издевательство над публикой, расчет на массовый вкус, фестиваль ради хедлайнеров, а не музыки? А нам всем хотелось эксклюзива.

Что осталось от того первого фестиваля? Остался фильм, смонтированный в основном из любительских съемок тех, кто приехал с камерами, и из того, что было запечатлено на свободно лежащую камеру, к которой подходили разные люди и снимали. И осталось наивное чувство, что мы это сделали и можем это делать. И огромное желание сохранить ту атмосферу, что была на первых «Холмах». А самое главное – сложилась команда, которой было интересно всем этим заниматься.

ХОЛМ ВТОРОЙ. КЛУБНЫЙ ФОРМАТ

И вот – 2004 год. Вторые и, как мы уже надеялись, ежегодные "Пустые Холмы". К этому фестивалю мы подошли уже более основательно. Во-первых, у нас появился спонсор. Хороший и творческий человек. И если первые ПХ прошли на пожертвования самих организаторов и строителей, то тут у нас уже были средства перед фестивалем. Во-вторых, была построена настоящая сцена! Да-да, та самая невероятная металлическая карусель, которая мистически светится в тумане на многочисленных фотоотчетах. И хотя некоторые "критики" и упрекали нас в неразумном расходовании средств спонсора (дескать, дешевле было бы взять сцену в аренду), эта конструкция уже многократно окупила вложенные в нее средства. В-третьих, мы начали сотрудничать с настоящими профессионалами звука – компанией T-audio. В-четвертых, был организованный порядок выступления участников. Список приглашенных был составлен, обсужден и утвержден задолго до фестиваля.
Но вот тут нас поджидал неприятный сюрприз. На фестиваль по-прежнему приезжали музыканты, которых непонятно кто пригласил (и пригласил ли вообще?). Приезжали с большим желанием выступить, но маленькая вторая сцена, за которой почти никто из команды не следил (я настроил там три микрофона, звук и ушел, оставив ее развиваться совершенно самостоятельно), не устраивала их своей "непрестижностью", а график выступлений на главной площадке был составлен жестко и плотно. Но самое главное, те команды, которые мы любили в клубах, оказались абсолютно беспомощными на большом пространстве. Нам казалось – вот, мы позовем своих любимых музыкантов, построим им сцену, хороший звук, а они устроят нам настоящий Вудсток. Схема не срабатывала. Не могли эти музыканты "устроить Вудсток". Они все пропитались "клубным форматом", выступлениями перед жующими людьми, кабаком. На большой сцене с хорошим звуком они просто не могли привлечь внимание, не умели "взять" толпу перед сценой, удержать, повести за собой. Это был, по-моему, самый неинтересный с точки зрения музыки фестиваль, однако и на нём были запоминающиеся выступления. Зуля Камалова из Австралии с "московским" составом просто подняла всю поляну и показала, как надо работать на большой сцене. Плюс неожиданно удавшееся выступление и запись Александра Александровича Волгина, пожалуй, единственного настоящего русскоязычного блюзмена. Но общая атмосфера осталась той же. Воздушной, радостной. И на следующий год...

ХОЛМ ТРЕТИЙ. ГОД ОТКРЫТИЙ

2005 год. И это случилось. Несмотря на то, что "спонсор" не захотел дальше с нами сотрудничать, хотя и дал денег в долг. Несмотря на то, что мы не были еще готовы делать столь крупный фестиваль с двумя большими сценами. Несмотря ни на что, это был волшебный год. Год открытий. Когда что ни выступление – взрыв. "ВаТаГа" и белорусская "Троица". Волшебницы из Одессы – группа "Флер" в блоке с Радой, Сергеем Калугиным, "Башней Rowan" и Green Point. А на другой сцене зажигали в это время "И друг мой грузовик", "Ст. Мир", Рома ВПР, впервые к нам приехавшая и совершенно влюбившаяся в «Холмы» Умка с Броневичком, Оксана Кочубей с панковским Life`n`Joy, "Кимбата", устроившая афродискотеку в ночную грозу, финские панки с пилой и песнями Мерилин Монро. Был целый фолковый день, когда скрипачка из "Коды" объясняла разницу между шведским и норвежским фолком. И целая ночь "Кафтана Смеха", когда совершенно урбанистическое музыкальное шоу, казалось бы, неуместное на зеленой поляне и деревянной сцене, приковало внимание публики до самого рассвета. Ритмическое безумие "Маракату" и файер-шоу! Это был фестиваль музыкальных находок, и, пожалуй, практически не было выступлений слабых. Само действо было выстроено и жестко срежессировано по принципу эмоциональной непрерывности, когда каждый музыкальный блок занимал строго отведенное ему место, но при этом всё развивалось динамично и жило уже своей жизнью. И тут я еще раз отвлекусь.

Отвлечение второе
Поскольку мы не ограниченны стандартными схемами построения "концерта", когда хедлайнеры ставятся в прайм-тайм, а все остальные выстраиваются по ранжиру (непонятно по какому критерию определенному), то кажется, что мы имеем гораздо больше возможностей для маневра. Но если всё время делать драйв, то человек просто перестанет его воспринимать. Кривая эмоционального фона фестиваля должна как раз совпадать с его символикой, с линией холмов: вначале необходимо привлечь внимание, заставить прислушаться, потом – усилить и полностью погрузить слушателей в действо, затем – дать эмоциональную разрядку, релакс, после чего взять следующую вершину эмоционального состояния и оставить всё на романтической расслабляющей и позитивной точке.
Все эти состояния должны соответствовать музыке. Точнее, сама музыка должна соответствовать им. И тогда, если получится точно всё построить, фестиваль становится единым эмоциональным действом, где каждый из исполнителей строит свой мир и одновременно готовит слушателя для следующего действа, сам находясь в тот момент во власти предыдущего. При таком построении "хедлайнерство" совсем уже лишается смысла, но в действе Холмов появляется место для любой творческой и настоящей музыки, любого стиля. И публика, становясь настоящим сотворцом фестиваля, его эмоционального ландшафта, начинает воспринимать ту музыку, к которой в нормальных, городских условиях совсем не готова. Но и построение очередности выступления превращается в отдельную творческую задачу и практически не оставляет места для маневра. Если группа по каким-то причинам хочет перенести время или день своего выступления, то становится почти невозможно отыскать для нее эмоционально правильное место. К сожалению, проще бывает найти другую группу для данного эмоционального состояния в это время фестиваля.

ПХ-2005 удались целиком и полностью. Получилось всё, и даже больше. Мосты стояли, звук был почти безупречен, мы были счастливы и довольны. Настроение портил огромный долг, повисший на организаторах, так как, увы, денег на фестивале мы еще не научились зарабатывать. Фестиваль стал музыкальным! От ПХ-2005 осталось больше 200 видеокассет, которые пока лежат мертвым грузом и ждут своего часа. Я думаю, что только тогда, когда появится возможность смонтировать фильм, мы осознаем всю музыкальную значимость 2005 года, который достоин того, чтобы войти в легенду.

ХОЛМ ЧЕТВЕРТЫЙ. БОЛЕЗНЬ ГИГАНТИЗМА

Окрыленные успехом и осознанием того, что уже всё знаем и всё умеем, мы взялись делать следующий фест. Он начал уже получать статус "культового". Каждый год происходило утроение численности публики. Если в 2003-м было около 450 человек, в 2004-м – около 1500, в 2005-м – около 3-4 тысяч, то в тот год мы уже вполне осознано ожидали 10-12 тысяч. Сплошные позитивные отзывы. "Сарафанное радио" присвоило фестивалю высший статус. Конечно, только две большие сцены! Только самое лучшее! Уже никого из музыкантов не приходится уговаривать сыграть на Холмах. Только дайте выступить!

Отвлечение третье
В этом и оказался огромный подвох. Все, кто выступал на «Пустых Холмах», хотели приехать еще. И, считая себя (и обоснованно) друзьями фестиваля, они были уверены в своем праве выступать на «Холмах» каждый год. Серьезные команды желали принять участие в фесте, но и нам хотелось не забыть про молодые команды, дать им дорогу. Промоутеры осаждали Харлея с требованиями включить их группы в ПХ, пошли скандалы, обиды. Все, кто участвовал в строительстве, хотели видеть своих друзей на сцене. И их можно понять. Формат стал раздуваться. Мы попробовали было демократизировать, формализовать отбор и, чтобы хоть как-то снять напряжение, объявили конкурс: присылайте заявки, мы послушаем и выберем (или нет). Более 400 присланных на фестиваль заявок вызвали в основном страшную нелюбовь ко всему русскому року: огромное количество откровенно слабой, даже не просто вторичной - шестеричной музыки. Бесконечные клоны Гребенщикова, Ревякина, Умки. Из всего этого хлама в результате мы отобрали три или четыре команды, но демократичность была соблюдена.
Была и еще одна тенденция. Дело в том, что фестиваль просто вырос. Из междусобойчика – в большое музыкальное событие. И многие наши друзья-музыканты выросли вместе с ним. А кто-то так и остался на поле мелкотусовочного клуба. И на сцене большого музыкального фестиваля, рядом с "ВаТаГой", например, смотрелся просто самодеятельностью, интересной в лучшем случае для 40-60 личных поклонников (поклонниц). Но как отказать группам, застывшим в своем развитии, не менявшим программу уже несколько лет, приезжающим на ПХ с одним и тем же, в общем-то, уже протухшем материалом, если ПХ начинали вместе? Если именно с этих команд и зародилось всё это движение? Которые на первых «Холмах» рассматривались как безусловные "хедлайнеры" и которых сейчас просто стыдно ставить рядом в единый блок с музыкантами, действительно развивающими музыку и развивающимися? Но как отказать друзьям в их праве на самореализацию и при этом еще и не опустить музыкальный уровень фестиваля? И дать возможность заявить о себе новым и неизвестным еще группам?

Вполне осознавая, что при таком подходе мы практически рождаем новое чудище под названием "формат ПХ", и для того, чтобы хоть как-то дать возможность другим музыкантам, не "понравившимся организаторам" и не имеющим возможности убедить их в своей нужности для ПХ, выступить на фесте, мы решили сделать третью, свободную сцену. Причем полностью свободную от какого-либо культурного давления со стороны организаторов или кого бы там ни было. И такая сцена была создана, укомплектована силами добровольцев "не из команды ПХ" и героическими усилиями ее руководителя Семицветки обрела свое лицо.
Отбор же на основные сцены принес 54 команды. Переполненный формат на двух больших площадках, выступления без пауз, с утра до ночи растянулись на 4 дня. Без единого места для маневра. Без права на ошибку, сдвиг графика и т.п. Причем обе сцены были отданы известным профессиональным музыкантам. Многие из которых жестко привязывали свой приезд к началу выступления.
И мы были жестоко наказаны.
Две недели перед ПХ шли дожди. Команда организаторов со времени прошлых фестивалей не увеличилась. Те же люди, что и делали предыдущие фесты. И вот так получилось, что вторая сцена не была запущена вовремя.
Что значило не запустить сцену вовремя в условиях такого графика? Только то, что надо было как-то распределять музыкантов на другую сцену, в другой день. Таким образом, об общей эмоциональной линии «Холмов» можно было забыть. Стоило только чуть-чуть справиться с ситуацией ко второму дню, как сломался автобус, который должен был привезти целую группу музыкантов прямо ко времени выступления.
Вторая сцена была достроена благодаря героическим усилиям ребят из "Кафтана Смеха". Ее крепили уже во время выступления групп, причем строители старались попадать молотками в такт. Это был героизм, и это был бардак. На фестиваль приехало более 10 тысяч человек, и это было уже за пределами возможности нашей команды. Мероприятие стало "Большим Летним Фестивалем", а делали его всё те же люди, что организовали маленький междусобойчик 2003 года.

Отвлечение четвертое. Кто эти люди?
Дело в том, что ПХ делают непрофессионалы. К всё той же бауманской группе добавились ребята из команды крупного интернет-провайдера "Ринет", известного своей поддержкой музыкантов непопсовой направленности. Совершенно разные люди специально тратят свой отпуск на строительство ПХ, которое является отдельной и, пожалуй, самой важной частью фестиваля. Когда в чистом поле возникает город. А потом – бесследно исчезает. Непрофессионализм команды имеет как свои положительные стороны, так и отрицательные. Отрицательные стороны в том, что нет стандартных обязательств и санкций из-за их невыполнения. Невозможно предъявить жесткие претензии (кроме как личного характера) к людям, которые потратили свой отпуск, свои деньги на строительство фестиваля. Причем непонятно для чего, поскольку сил на то, чтобы получать удовольствие от феста, потом уже просто не остается. Положительная сторона – отсутствие штампов. ПХ для этих людей - не формальная акция, а возможность творческой реализации. У нас офигительная команда, команда ярчайших личностей, индивидуальностей, а не просто исполнителей. Команда людей, умеющих брать на себя ответственность и делать всё не за деньги, а для души. Транспорт, администрация, информационный центр, охрана, техническое обслуживание, питание, автостоянка, строительство, общение с администрациями разного уровня и представительство во внешнем мире. Это только вершина айсберга.

Фестиваль-2006, конечно же, состоялся. И только чудом - без каких либо эксцессов. Основная часть публики, наверное, даже и не заметила ничего, кроме небольшого бардака с порядком выступления групп. Но далось всё это ценой запредельной работы и полнейшей истощенности всей команды ПХ. В конце фестиваля, когда еще не все зрители разъехались, мы, сидя у костра, обсудили всё и пришли к единому мнению. Всё. Фестиваль в таком виде больше не должен существовать. Так делать нельзя, поскольку он уже не приносит радости нам самим.

ПЯТЫЕ ХОЛМЫ. СБЫТИЕ МЕЧТ

И всё-таки они состоялись. «Холмы» 2007 года. Несмотря на яростное желание закончить всё это. На сегодняшний день это, пожалуй, лучшие из всех "Холмов".
Конечно, они стали совсем другими.
Значительно расширилась команда организаторов. В отдельные дни на строительстве было по 100 – 150 человек. Пришли люди творческие – художники, дизайнеры, оформители, экологи. Пришли, чтобы строить. Чтобы сделать по-настоящему оформленное пространство "Холмов". И чтобы потом всё убрать.

Отвлечение пятое. Экологическое.
Экология – это изначально одна из основных тем ПХ. Куча пластика перед сценами и на стоянках, убитый подлесок и т.п. – это, в общем, не то, чего бы нам хотелось. Обычно уборка производилась силами экологически настроенных арендаторов, скажем, из чайной, когда вместо арендной платы за место на фестивале они приводили в порядок территорию. Плюс помощь после фестиваля наиболее сознательных зрителей. Нужно было еще только заказать машины и обеспечить вывоз на полигоны того, что остается от ПХ. И, конечно, полная реабилитация места. Никогда «Холмы» не проводятся на одной и той же точке: после одного фестиваля природа еще способна восстановиться, но если происходит регулярное вытаптывание территории, то шансов уже нет. Специальные команды осенью – весной следующего года выезжают на место проведения прошлогоднего фестиваля затем, чтобы убедиться в том, что ничто уже не напоминает о состоявшемся здесь мероприятии. Что природе уже не нужно помогать.
В этом году при помощи Общероссийской общественной организации "Зеленый патруль" была отработанна и другая схема. В течение всех четырех дней на "Пустых Холмах" работала группа волонтеров и представителей "Зеленого патруля", которые занимались уборкой мусора и последующим вывозом отходов на полигон ТБО. Но самое главное, как написали потом очень многие участники и как отметили журналисты в статьях о ПХ, "было так красиво и чисто, что просто рука не поднималась бросить банку пива на землю". И, конечно, пакеты для мусора в шаговой доступности. Красочно оформленные туалеты. Заранее заготовленные дрова. Воспитание, развитие "экологического сознания" – это еще одна из важнейших тем фестиваля.

Изменения коснулись и принципов формирования артистической "обоймы" «Холмов». Кроме двух больших сцен, абсолютно не связанных друг с другом, получила развитие удачная находка прошлых ПХ – свободная третья. Были еще совершенно независимые от организаторов площадки: трансовая, ДАБовая, мультипликационная, ДРкинская. При таком построении с команды "Холмов" снимались головная боль и ответственность за "другие" сцены. Роль "холмовцев" сводилась только к координации: сделать максимум для того, чтобы концерты друг другу хотя бы не мешали. Но появись другие проблемы.

Фестиваль ПХ за короткие годы своего существования прошел полный цикл общественного развития. От родового-кланового – к монархии и просвещенной монархии, а затем к "демократии". Жесткое администрирование, при всей трудности реализации, имело одно неоспоримое преимущество: построение единого эмоционально-музыкального поля ПХ. При демократизации управление становится значительно проще, но практически невозможно эмоционально состыковать формат множества независимых сцен. В музыкальном плане фестиваль теряет целостность, распадается на множество мини-фестивалей, объединенных только местом. Это собственно и продемонстрировали ПХ-2007, перестав быть музыкальным фестивалем, а превратившись в организованное пространство. Удержать внимание на одной сцене стало практически невозможно (вдруг что-то хорошее пропустим?!!), фестиваль размылся на всём своем пространстве между шестью сценами. Кроме того, и это еще более важно, практически невозможно стало удержать высокий музыкальный уровень: на фест опять полезли и барды, и традиционный русский "говнорок". Я не хочу никого обидеть, но у бардов есть огромное количество своих мероприятий, включая легендарный (и расстроившийся в нынешнем году) фестиваль бардовской песни им. В. Грушина, а русский рок, при всей его убогости, не обделен вниманием других фестов и масс-медиа. Неизбежное в такой ситуации соревнование между сценами за публику приводит к потворствованию массовому вкусу и, увы, неизбежному "усреднению" ПХ, к потере его неповторимой атмосферы. "Демократическая" система так и не выработала пока защиты против массового ширпотреба, против стремления к успешности и стирания индивидуализма, против использования ПХ как площадки для самопиара и продвижения себя любимого любыми средствами. Это, собственно, на сегодняшний день общемировая тенденция, когда понятия чести, патриотизма и т.п. аристократии XVIII века сменились лозунгом "успех любой ценой" века нынешнего.

Так, что же было на ПХ-2007? Одна большая сцена была полностью отдана артистам, отобранным по результатам совершенно демократической процедуры прослушивания-голосования, в которой могли принять участие все, кто имел дело с ПХ. Это была сцена, так сказать, традиционного для ПХ "формата", где были представлены группы всех стилей и направлений, и предпочтение было отдано тем, кто еще не выступал. Другая крупная сцена стала данью традициям. Большие блоки лучших российских народных хоров ("Казачий Круг", "Народный праздник", "Дербеневка"), этническая музыка, регги, джаз-неоклассика и, конечно, большая ночь блюза, когда с помощью московского блюзового клуба "Дом у Дороги" удалось собрать почти всех ведущих исполнителей в жанре из нашей страны да еще и пригласить крепкую команду из Сербии. Описание музыкальных коллективов с ПХ-2007 – это, пожалуй, материал не для одной статьи, и, надеюсь, сотрудничество с журналом "InRock" у нас продолжится, тем более что в этом году команды в стиле "InRock" были представлены как никогда сильно: Kostarev Group, EXIT project, InFront и многие другие.
Но самый главный итог ПХ-2007 года – мы научились зарабатывать деньги!!!
Финансовый вопрос, безусловно, один из самых трудных и болезненных. Как делать, чтобы талантливые музыканты могли бы жить, зарабатывая своей музыкой? Задумывая этот фестиваль, мы задавались целью сформировать рынок. Точнее, нишу. Для людей думающих, ищущих. Требовательных. Неудовлетворенных массовой жвачкой современной поп-культуры. Потому и не могли, например, пойти по простому пути "генерального спонсорства". Ну невозможно человека столь изысканного в выборе музыки, приезжающего за ней за сотню километров в чисто поле, заставить отдать предпочтение отдельному и конкретному сорту пива. То, что не всё определяется деньгами, мы сумели доказать еще на прошлых фестивалях. Но мы не против зарабатывания денег. Нет. Основной принцип, пожалуй, можно определить как нестяжательство. И это крайне важный для понимания ПХ термин. Качественная музыка. Настоящая. Живая. А не вздутый рейтингами, опросами и пиар-технологиями фуфел.

А сейчас, в завершении и без того растянутой статьи мне хочется задать вопрос:

А ЧТО ДАЛЬШЕ?

Действительно – что же дальше?
Фестиваль живет и развивается по своим законам. Мы уже скорее похожи на престарелых родителей, давших ему жизнь и еще пытающихся проследить и направить его развитие. Но фестиваль уже давно живет собственной жизнью. И уже не мы определяем, каким быть «Пустым Холмам», а совсем наоборот, «Пустые Холмы» начинают подчинять себе наши жизни. Куда занесет фестиваль? Перерастет ли он в общественное движение, замешанное на любви к собственной культуре и знании и уважении к другим культурам? Станет ли экологическим движением, включающим духовную экологию, без помоек "массовой культуры" и шлаков ТВ или радиомедийщины? Превратится ли в сообщество творческих людей, построенное на принципах уважения и нестяжательства? Или его ждет вялое умирание, характерное для большинства наших проектов и начинаний? Не знаю. На ближайшую перспективу – создание, а точнее уже организация нормальной работы общественного объединения под общим лейблом ПХ, включающего студию звукозаписи, концертное агентство, производство видеопродукции, дизайнерский центр, интернет-портал и т.п. Увеличение числа акций в промежутках между большими летними фестивалями: организация концертов, гастролей и т.п. для артистов, сотрудничающих с ПХ, проведение выставок, вернисажей, просмотров. Для всех творческих людей, без ограничения формата. Хотя нет. Формат "Холмов", безусловно, есть. И мне бы хотелось, чтобы он состоял из всего нескольких НЕ: не посредственность и не тривиальность.
В общем, эта статья – мое совершенно частное ощущение "Холмов". Конечно, не претендующее ни на объективность, ни на достоверность. Скорее – это приглашение к сотрудничеству...

InRock: Алексей ДЕНИСОВ
aka "K.M," aka Кот Матраскин

Список всех новостей

© 2003 Организационный комитет фестиваля «Пустые Холмы»