на главную Написать письмо Живой журнал Холмов Группа ПХ Вконткте Youtube-канал ПХ Карта сайта ENG

Фестиваль свободного творчества


 
 
ФЕСТИВАЛЬ СОСТОЯЛСЯ! СПАСИБО ВСЕМ УЧАСТНИКАМ!

Журнал InRock: ПУСТЫЕ ХОЛМЫ-2008: ПРОГ-РЕССА

25.10.2008

Фестиваль "Пустые Холмы" состоялся в Калужской области на берегу реки Рессы в середине июня — во время "длинных" праздников в честь Дня независимости. О том, что такое Холмы, мы уже неоднократно писали — см., в частности, основополагающую статью К.М. в IR # 27 (2007). В этот раз журнал InRock поучаствовал в организации: нам было доверено провести блок "InProg на Холмах".

Мы с радостью взялись за дело, ведь в прошлом году (да и в этом пока тоже) фестиваль "InProg" в своем обычном клубном формате не проводился. К тому же подобрался довольно сильный состав из молодых и уже известных групп. Получался как бы фестиваль в фестивале. Накануне, когда директор EXIT project Валерий Мифодовский, виртуозно объехав пробки, в потемках вез нас к Холмам, мы немного нервно шутили: что будет, если добирающиеся на автобусах группы опоздают, “Батисфера” не сможет выступать из-за болезни барабанщика (накануне пришло известие, что он лежит с температурой 39), “Дайзены” проспят, а “Кафтан смеха” не успеет настроить свое оборудование? Тогда Валера сказал, что “Кафтан” объединится с “Экзитами” в проект “Экзит смеха”, а в перерывах Мифодовский будет читать лекцию по Free!Music. До этого, конечно, не дошло, но кое-что сбылось...

ОПЫТ ХОЛМОВ
Главное — в целом всё удалось. Наш прог-рок был позитивно воспринят публикой, которая на Холмах вообще очень благодарная и открытая. Причем за полночь, когда выступали Ольга Дзусова и “Кафтан смеха” (дождь пошел), народ не уходил, а терпеливо ждал. Несмотря на задержку с отстройкой барабанов и установкой сценического освещения, вынужденные изменения в графике и прочие проблемы, сет получился очень плотным и насыщенным. Да и вообще, выручали свойственный Холмам дух сотрудничества и взаимопомощи, отсутствие понтов и пофигизма. Было много прекрасной музыки — это вообще характерно для Холмов (хотя об этом стали почему-то забывать, акцентируя какие-то отдельные негативные моменты), перевешивает все минусы и, в общем-то, является главной целью фестиваля.
Конечно, были и сложности, с которыми мы как промоутеры (ха-ха, какое слово!) столкнулись впервые. Отсутствие мобильной связи — пришлось немало побегать в поисках музыкантов и других людей. Пробки на дорогах, поломки транспорта, долгие блуждания вокруг нужного места. Невозможность разорваться сразу на шесть коллективов, особенно в условиях падения моста. Трудности с решением некоторых технических вопросов. Отсутствие “гримерок” и тентов за сценой, чайников с горячей водой, посуды, воды — то, о чём мы заботимся в клубах и о чём забыли сейчас. Как и всё на свете, эти проблемы имеют решения. Нужны рации, собственный транспорт, дополнительные помощники и более тщательная подготовка. Тогда и Холмам будет легче, и прог-року комфортнее.

НА МОСТУ НЕ СТОИМ!
Каждый год Холмы становятся всё больше, раскидистее, многолюднее. Это — и повод для радости (больше слушателей подключается к правильной музыке), и головная боль для организаторов. В 2008 году, по оценкам наблюдателей, в секретном месте под городом Юхновым собралось около 40 000 человек. Как обеспечить всю эту массу народа транспортом, питанием, туалетами, медицинской помощью, охраной? Как вовремя построить многочисленные объекты, не нанести урон природе, убрать мусор, хоть как-то выкрутиться из финансового пике и сохранить вольный, некоммерческий дух фестиваля? Все эти вопросы становятся предметом жарких споров на форуме www.holmi.ru и в ЖЖ. Тем не менее Холмы были и остаются местом, свободным от агрессии, человеконенавистничества и мелкого бытового хамства. Холмы — это просто территория свободы, где каждый волен делать то, что хочет, не вредя себе и окружающим. Здесь никто ничего не запрещает, не ограничивает, не обматывает колючей проволокой. Можно творить, выдумывать, самовыражаться. И, несмотря на то, что далеко не все “добредают” до сцен, предпочитая иногда оставаться в своем кругу, у костра и палаток, всё равно атмосфера Холмов — это нечто особенное. Не случайно музыканты (и весьма серьезные) стремятся выступить здесь, ведь далеко не каждому в Москве и других городах удается собрать аудиторию в несколько тысяч благодарных слушателей.
Мозгом и сердцем Холмостроя всегда являются два объекта: инфоцентр и мост. В инфоцентре сотрудникам администрации ежеминутно приходится отвечать на тысячу вопросов: от “как пройти к туалету?” до “где тут у вас телевизор, чтоб футбол посмотреть?”. Мост же через обязательную речку не только связывает два берега (и расположенные на них сцены), он — место “стрелок”, посиделок, неформального общения. На мосту ходят табунами, стоят, лежат, мочат ноги в воде, плетут феньки, устраивают джемы, собираются в кружки и до посинения барабанят... И надо же такому случиться, чтобы именно 12 июня, как раз перед началом “ИнПрога”, перегруженный мотоциклами (!) мост рухнул! Естественно, распалась связь времен, то есть берегов, группы оказались по разные стороны Рессы, скопились толпы народу... К счастью, речка была мелкой, никто не пострадал. Музыкальные инструменты начали переплавлять при помощи импровизированного плота-понтона. А главный редактор нашего издания... рухнул в воду, помогая какому-то человеку выбраться из “стремнины”. В результате по течению уплыли полштанины (из серии “брюки превращаются”), безвременно погиб мобильный телефон, а объявлять выступление Inner Drive Импалер вышел на сцену в трениках и босиком. Мост починили через час, и посередине него водрузился Спасатель с мегафоном, поминутно объявляя: “На мосту не стоим, проходим!” Группа “Небослов” оперативно сочинила на эти слова песню, ставшую гимном Холмов-2008, а услышать ее можно здесь: http://www. holmi.ru/notes/?action=show&id=330.

“INPROG НА ХОЛМАХ”
Итак, вечером 12 июня, в первый день фестиваля, “InProg на Холмах” стартовал на сцене Огня (она же Красная). Первой в силу обстоятельств пришлось выступать “Рациональной диете” из Минска. Их полуакустический состав с участием духовых и струнных инструментов был довольно сложен для отстройки. Творчество “Диеты” ближе к академическому авангарду, чем к року (даже играли музыканты по нотам!), тем более что большинство участников “Диеты” — члены Белорусского союза композиторов, вот так! Конечно, к их музыке публику следовало подготовить, но и без этого суровый авангард ансамбля произвел большое впечатление.
Disen Gage зажгли! С каждым разом они всё матерее и матерее, прямо-таки зубрами становятся. Интересно, что и на сцене, и в жизни эти четыре человека слились в одно целое — стали похожи и лицами, и характерами. Банда, короче. Хотя, может быть, им не хватало нового материала. Но про “люли-поцелуи” прямо-таки навязло в зубах — хочешь не хочешь, а повторяешь про себя и вслух. С юмором у ребят всё в порядке.
Inner Drive, новички фестиваля, сразу почувствовали себя на нём своими: “главный” в группе, клавишник Сергей Болотов вышел на сцену в матросской тельняшке! Их “закрученный” инструментальный прогрессив-рок с явственным фолковым оттенком отлично резонировал с обстановкой Холмов и был тепло принят публикой. На фестивале группа предстала в расширенном составе: помимо рок-музыкантов, с Inner Drive играли экс-флейтистка “Мельницы” Наталья Филатова и скрипачка Инесса Клубочкина.
Batisfera — мощно, возвышенно, симфонично. Пожалуй, даже с пафосом! Конечно, ребята волновались, ведь перед такой большой аудиторией они выступали впервые, да и накладки с инструментом (у Михаила Зонова прямо на сцене за минуту до выступления упала и сломалась гитара) и звуком были... Олег Анурин так выкладывался, что даже слегка охрип (а может быть, это микрофон-гарнитура его подводит). Но в целом выступление удалось, главное — группа сумела подать свои развернутые композиции так органично, что публике они не показались сложными и громоздкими, а наоборот, понравились своей лиричностью и мелодизмом.
EXIT project — их материал, в общем-то, хорошо нам известный, на сей раз был подан как-то по-особенному энергично, даже рьяно. “Виной” тому — расширенный состав с саксофонистом Элисом Алёхиным и вокалисткой Котей Зинич плюс, наверное, просто хорошее настроение всех музыкантов и публики. Улетающие в небо фонарики с горящими внутри огоньками придали психоделичности... В общем, было весело!
Ольга Дзусова — невысокая, симпатичная длинноволосая женщина с мощным голосиной и... маленьким белым платочком. Этот платочек Дзусова как только не обыгрывала: и помахивала им, и на шею набрасывала (в том числе своим музыкантам), и роняла, и на руку повязывала — всё в зависимости от сюжета и настроения песни. Группа “СС-20”, после 11-летнего перерыва выпустившая новый альбом (см. раздел рецензий), звучала (чего уж греха таить) гораздо профессиональнее, чем все предыдущие. И гораздо тяжелее — иногда “СС-20” заносило в настоящий прог-метал. Народу особенно понравилась песня про Водяного, которая на Холмах слушалась как “родная”. И, конечно, “Маугли” — манифест свободы.
Кафтан смеха” выступал в модификации light — без главного идеолога Анатолия Рясова, не так давно покинувшего группу в результате творческих разногласий. Главную роль теперь играет вокалистка Теона Таова — и, надо сказать, отлично с этим справляется. Материал стал более легким, неперегруженным, теперь акцент делается на песенно-музыкальную, а не театральную составляющую. Новый “Кафтан” более компактный, мелодичный, даже танцевальный, с акцентом на восточную красочность. И тем не менее, с огромной “радостью узнавания”, как настоящие хиты воспринимались исполненные на бис старые вещи: “Температура”, “Заговор”. Желаем дальнейших успехов в поиске нового пути!

БЕЛОРУССИЯ ХОЛМОВ
Самым ярким впечатлением из “непрогрессивной” среды для автора этих строк стала минская “Серебряная свадьба”. Удивительно, что при прослушивании “демки”, пару лет назад подсунутой директором “Свадьбы” Папой Бо, группа не произвела на меня ровным счетом никакого впечатления. А тут — на тебе! Это был настоящий финал Холмов. Безупречно стильная, концептуальная, талантливая команда, работающая в традиции французского шансона и кабаре. Глядя на их сногсшибательную солистку (в прямом смысле — песню “Красивые ноги” она наверняка скромно так о себе написала) по имени Бенька, думаешь, что именно такими и были певички в кафе-шантанах и на ярмарках — бойкими, разбитными, голосистыми и кокетливыми. Всё: от костюмов до жестов, от инструментального состава “труппы” до межпесенного конферанса, нарочитых “гран мерси!”, книксенов и “погонял” типа Сержио Мурлони — абсолютно к месту, удачно и в стиле. Голосок у красотки способен прорезать хоть духовую секцию, а куплеты про красные трусики, новое пальто и малобюджетную любовь не просто прелестны, а еще и очень драйвово, на нерве и “взводе” исполнены. Было чувство, что артистов словно кто-то подгонял, и они стремились вместить в отведенное время как можно больше песен, звуков и эмоций. Вообще странно, обычно я такое не люблю, а тут — проняло. Наверное, потому, что у этих музыкантов еще и отличное чувство меры и при всей своей разухабистости и отвязности они не переступают грань, за которой начинается пошлятина.
Вообще, белорусская фракция на Холмах была чрезвычайно сильна. “Портмоне” — тихий, чарующий “живой” эмбиент с аккордеоном, бас-гитарой и перкуссией. Музыка так органично сливалась с окружающим пейзажем, будто ее играли деревья или цветы. Полная противоположность — “Гурзуф”, уже прогремевший на предыдущих Холмах. Неуправляемые потоки энергии буквально заливали пространство вокруг сцены, буйные риффы, точно глыбы, катились и сотрясали всё вокруг... Эту вакханалию создавали всего два человека — аккордеонист (кнопочный) Егор Забелов и барабанщик Артём Залесский. Жаль, что с уходом Забелова его alma-mater — группа “Нагуаль” — сильно потеряла в энергетике. Но в целом всё равно очень славно, тонко, эзотерично... близко к душе матушки-земли. Жаль, что не удалось услышать минских же “Аддис-Абебу” и “Детей Детей” — говорят, было тоже очень классно.

ПИКИ ХОЛМОВ
Многие артисты представили новые программы. Это группа “Птица Тылобурдо”, в репертуаре которой появилось больше авторских вещей (сочинения ижевских композиторов и не только), больше чисто рОкового драйва. Много не слышанных прежде песен исполнила и голосистая Мила Кикина. Степенная Степанида Борисова — выдающаяся исполнительница из Якутии, народная артистка России — не выглядела чуждо на фестивале. Своим шаманским голосом, мистическими “горловыми” обертонами она прекратила дождь и буквально ввергла присутствующих в транс. А под конец, когда ошарашенная публика вызвала певицу на бис, Степанида промолвила: “Давайте, это, как называется... хоровод”, и перед сценой закрутился... не хоровод — настоящий смерч из плясунов! “Десять таких теток могут остановить землю”, — восхищенно писали потом блогеры и были недалеки от истины.
“Северо-Восток” уже не первый раз на Холмах — и каждый раз с новой вокалисткой. Теперешняя, Ксения Стрижакова, оказалась совсем еще девочкой, в клетчатом платьице и босиком. Материал “Северо-Востока” ничем не испортишь, и голос у новой солистки хорош (правда, непонятно, чем он принципиально отличается от вокала предыдущей прелестницы), но не хватает в нём пока пробивной силы, харизмы. К тому же материал группы слишком явно разбивается на две части: вокально-инструментальный фолк-рок и инструментальный прог-фьюжн. Не подумать ли Сергею Седых о воссоздании In Folio?
Гости из Литвы The Skys исполнили добротный, во всех отношениях приятный блюз-хард-рок с влиянием психоделии. Весьма вдумчиво, мелодично и даже хитово — многие темы можно было напевать, даже не зная слов (на литовском и английском). Украшение группы — две бэк-вокалистки, на которых проглядела глаза вся мужская часть Холмов. Ну а лидер команды, гитарист и вокалист Йонас Чюрлёнис — организатор фестиваля Baltic Prog Fest, подробный рассказ о котором — на следующей странице.
Kostarev Group, выступавшие на Холмах уже второй раз (вне конкурса... то есть за рамками “ИнПрога на Холмах”), настраивались, настраивались... да наконец и выдали! Нового басиста (он впервые в группе!), правда, было не особо слышно, зато юная флейтистка Таня Речная прямо-таки “жгла” — ее появление в коллективе абсолютно органично. Новые композиции Костарева авангарднее и “закрученнее”, чем прежде, им не помешало бы более жесткое структурирование. Народ воспринимал “рыжего мужика с зеленой гитарой” и его команду с большим воодушевлением, а уж установку Бобровского многие сочли за какое-то инопланетное чудо.
Понравился “Хлам”, проект вокалиста и общественно-музыкального деятеля Вовы Тереха при участии саксофониста Сергея Летова. Настоящий арт-панк — явление у нас редкое! Едкие социальные тексты “по приколу” контрастировали с совершенно авангардистским инструментальным сопровождением. Уже под утро 14 июня вышел на сцену “Паспортный стол” — веселая команда, играющая задиристый и бодрый ритм-энд-блюз. Когда на самом рассвете к ним присоединилась вокалистка Оксана Кочубей (временно пребывающая без собственной группы), всё стало совсем хорошо, а песни про “блюзовый апгрейд” и “98 лет в ракинроле” стали гимнами наступающему дню и позитивному настроению.

ВПАДИНЫ ХОЛМОВ
О том, что понравилось, можно говорить долго, а про разочаровавшее можно бы и умолчать, да вот не получается. Так, удивление вызвал проект “Русские духовные песни”, о котором так долго говорили организаторы. Авторы и главные идеологи затеи — Юлия Теуникова и Пётр Акимов — отсутствовали (вернее, Акимов на фестивале был, но в этом выступлении не участвовал). Так что на сцену вышли трое: прима российского андеграунда Ольга Арефьева, неизвестная дотоле бритая барышня Елена Калагина и Адриан, который оказался вовсе не тем, что с Александром, а самым настоящим батюшкой в рясе. Русские духовные песни в их исполнении оказались такими заунывными, душераздираюищими и не всегда резонирующими слуху,что воспринимать их оказалось делом непростым. Впрочем,не менее тысячи человек сидело на солнцепеке и старательно внимало. Конечно, Ольга имеет право на эксперимент,и понятно, что в народном быту духовные песни поют тоже не профессионалы, но сдается мне, что таким макаром не привьешь любовь ни к духовному наследию, ни к благочестивому мыслей образу. Просветления, увы, не настало.
Прославленный сибирский “Буготак” тоже разочаровал: казалось, что просто включили фонограмму. Зато костюм у Георгия Андриянова был на пятерочку. Ну и нежно любимый нами Ваня Жук зачем-то забросил тромбон и сюртук, вновь взявшись за гитару. Нет-нет, мы не против гитары, но неповторимый клезмерский колорит “Наеховичей” стал чуть менее сшибающим с копыт. Хотя всё равно потанцевали знатно.

***
Многое, многое еще упущено и опущено нами в этом репортаже, который даже и не репортаж вовсе. Многое найдено и потеряно. Остро осознано, что всё преходяще — любовь, счастье, лето, вообще всё хорошее. Завтра нас может не быть, зато нам не придется жалеть о том, что упустили в суете главное. Мы были на Холмах.

Елена САВИЦКАЯ

ОТДЕЛЬНОЕ СПАСИБО
Алексею Денисову — за оказанное доверие и отличный звук;
Марии Борзаковой, Анастасии Шафаренко, Константину Гнедовскому — за всестороннюю помощь и поддержку;
Евгению Кудряшову из Disen Gage — за самоотверженную отстройку барабанов;
Александру Костареву — за виртуозное звукорежиссирование;
Сергею Болотову — за любезно предоставленный коньяк;
“Кафтану света” — за мастерское решение проблемы со светом и вообще;
Валерию Мифодовскому — за мягкую доставку на Холмы;
Администрации Калужской области и Юхновского района — за гостеприимство;
Холмам — за то, что они есть.


Список всех новостей

© 2003 Организационный комитет фестиваля «Пустые Холмы»