Алексей Айги и Ансамбль 4'33"
23.02.2013 20:00
Алексея Айги часто называют русским Майклом Найманом. Только в отличие от заокеанского маэстро сын гениального Геннадия Айги никогда не злоупотреблял словом «минимализм». Его легкими пассажами озвучены «Музыка для декабря» Дыховичного и «Страна глухих» Тодоровского-младшего.
В 1994-м году Алексей основал ансамбль «4*33» — один из наиболее интересных музыкальных проектов последних лет. Ансамбль 4*33 принимает участие как в фестивалях современной академической музыки, так и в рок- и джаз- фестивалях, занимая странное место в современном музыкальном пейзаже.
Алексей Айги известен так же, как талантливый композитор. Он автор музыки к нескольким фильмам, в частности — Алексей Айги написал музыку к фильму «Страна Глухих» Валерия Тодоровского. За этот саундтрек он получил национальную премию кинопрессы «Золотой Овен» и был номинирован на «Нику», как лучший композитор. Так же он писал музыку к немым кинофильмах, транслировавшихся в серии «Немое кино — говорящая музыка»(" Счастье " Александра Медведкина, 1934), к фильму «Дом на Трубной» Бориса Барнета и телесереалу «Каменская».
«rockmusic.ru»
Ансамбль 4’33'' был основан в 1994 году и пока является единственным в России музыкальным коллективом, чья творческая практика направлена на преодоление узких рамок существующих музыкальных направлений.
Ансамбль реализует идею расширения творческого пространства, снятия жестких языковых и социальных границ между направлениями и жанрами новой музыки. Используя нетрадиционный репертуар или нетрадиционный подход к репертуару традиционному, ансамбль создает собственное открытое художественное поле, в котором взаимодействуют академический авангард и поставангард, минимализм и спонтанная импровизация, инструментальный театр, джаз и рок, музыка молодых российских композиторов и авторитетных западных авторов, европейская и внеевропейская традиции, академические и маргинальные стандарты. Ансамбль — не попытка компиляции старого или изобретения нового, но поиск цельности и открытости в контексте современного музыкального искусства.
Ансамбль 4’33'', названный в честь знаменитой беззвучной пьесы Джона Кейджа, — это мобильная незамкнутая структура. В зависимости от концепции каждого проекта он образует ансамблевые группы большего или меньшего составов.
Ансамбль 4’33'' стремится играть на контрастах стилей и жанров: так особое место в его репертуаре занимают оригинальные рекомпозиции музыки классиков — от старых мастеров до известных рок-авторов. В репертуаре ансамбля произведения Филипа Гласса, Мортона Фелдмана, Ла Монте Янга, Терри Райли, Кристиана Вулфа, Брайана Ино, Тору Такемицу и др., а также самые новые сочинения российских авторов — Владимира Мартынова, Георгия Пелециса, Арво Пярта. Специально для ансамбля пишут и композиторы «новой русской волны», развивающие идеи мирового неоавангарда в оригинальном варианте — Антон Батагов, Иван Соколов, Ираида Юсупова.
Ансамбль успешно дебютировал в апреле 1994 на Седьмом московском международном фестивале современной музыки «Альтернатива», исполнив сочинение Алексея Айги «In Memoriam Witold Lutoslawski».
В мае 1994 года ансамбль 4’33'' выступил на международной музыкально-теоретической конференции, посвященной 1000-летию Гвидо Д’Ареццо, впервые в России представив сочинения американских композиторов-авангардистов, написанных в нетрадиционной нотации.
Осенью 1994 года ансамбль принял участие в Первом московском фестивале перформанса, реализовав аудиовизуальный проект, основанный на синтезе графики и музыки, импровизации и компонированных структур. На фестивале «Антология» в московском Центре современного искусства в марте 1995 года ансамбль участвовал в акции «Мумификация звука» вместе с французским пианистом Патриком Шедером и художником Михаилом Рошняком. Весной 1995 года вышел компакт-диск с записью музыки Антона Батагова к фильму Ивана Дыховичного «Музыка для декабря». На фестивале «Альтернатива» в мае 1995 года ансамбль выступил в качестве базового коллектива, приготовив для фестиваля несколько программ. Это мировые премьеры сочинений Антона Батагова и Владимира Мартынова, транскрипции рок-музыки и сочинений Белы Бартока, российские премьеры зарубежных авторов второй половины 20 века.
И состав группы, и ее музыка предполагают сотрудничество любого рода: от рок-группы до большого симфонического оркестра. в 90-е годы ансамбль Алексея Айги открыл серию выступлений «Немое кино — говорящая музыка», в которой стал «озвучивать» киноленты, снятые до появления звука. помимо этого его ансамбль сотрудничал с Львом Рубинштейном, Дмитрием Приговым, Андреем Битовым.
Журнал «Афиша»:
«В начале нулевых скрипач и композитор Алексей Айги со своим лихим камерным ансамблем входил в джентльменский набор гуманитарной молодежи — вместе с дешевой водкой в „Проекте О. Г.И.“, песнями Леонида Федорова, концертами в культурном центре „Дом“ (для студентов — скидка), писателем Эрлендом Лу, режиссером Кустурицей и о чем там еще мог писать журнал „Афиша“. Айги и его команда блистательно перевирали Заппу, разложив его на партитуру, искрометно скрещивали академический минимализм с краутроком, в конце выступления непременно читали узбекский рэп; чего уж там — для меня самого словосочетание „Черный русский“ сперва было названием сочинения Айги, и уже сильно потом — именем коктейля.
Прошло 10 лет — и все эти годы „4’33''“ фактически было не слышно. Они замолчали без помпы: худрук много работал в кино, группа давала концерты, но ничего нового не выпускала и, в общем, пропала с радаров. И вот теперь — полномасштабный камбэк. Во всех смыслах полномасштабный: диск писался с оркестром Musica Viva, и его торжественная мощь слышится тут с первой же вещи. „Hard Disc“ — чуть ли не первый альбом Айги, говоря о котором, чувствуешь необходимость прибегать к терминам типа „глиссандо“ или „крещендо“; вторя заложенной в названии саркастической двусмысленности, он будто бы противопоставляет суетливой эпохе литую классичную красоту. Чувствительные струнные, лирические духовые, текучее киношное фортепиано, мерная ритм-секция; мелодические переплетения, архитектурная стройность композиций — это вдумчивая, глубоко заглядывающая в себя музыка, по большей части исполненная какой-то вековой отвлеченной печали. И главное — скрипка. Скрипка, которая стенает, свирепеет, стонет, упивается, трепещет, витает, намекает, причитает. В сущности, она и есть тут главная героиня, и даже самые голливудские моменты тут оправданы, потому что это и есть саундтрек — для нее; именно скрипка придает этой музыке остроту и должную степень неуютности; обеспечивает искомый катарсис. Иными словами, променяли хулигана на серьезного композитора. Не факт, что это выгодный размен, — но он, во всяком случае, внутренне непротиворечив. „Предпоследний танец“ — так называется самая яркая здешняя вещь; памяти отца лидера ансамбля, поэта Геннадия Айги, посвящена самая пронзительная; и вся эта музыка, в общем, об этом — про момент перед титрами, про предчувствие конца, про ощущение финала. Очень красивого финала».
http://dom.com.ru/events/2236
Начало в 20.00
Вход: 600 руб., студентам: 400 руб.
Адрес: Москва, Бол. Овчинниковский пер., д. 24, стр. 4
Тел.: 8 (495) 953-72-36, 953-72-42
http://www.dom.com.ru
Все события