Joëlle Léandre & Akosh S. (Франция)
19.06.2013 21:00
При поддержке:
Французский институт в России
Посольство Франции
Французский институт в России
Посольство Франции
Жоэль Леандр / Joëlle Léandre – контрабас (Франция)
Акош Селевени / Akosh Szelevényi – духовые (Венгрия – Франция)
Дуэт легендарной контрабасистки Жоэль Леандр, одной из ярчайших звёзд мировой авангардной сцены, и саксофониста/мультиинструменталиста Акоша Селевени, который соединяет в своём творчестве фри-джаз с венгерским фольклором. Они выступают и записываются вместе с 2005 года, на 2013 год запланирован выход нового альбома.
Жоэль Леандр
Французская контрабасистка, импровизатор и композитор, Жоэль Леандр — одна из главных фигур новой европейской музыки. Получившая серьёзную подготовку как в классической оркестровой, так и в современной академической музыке, она играла с l’Itinéraire, 2e2m и в Ensemble Intercontemporain Пьера Булеза. Леандр также работала с Мерсем Каннингемом и с Джоном Кейджем, который писал музыку специально для неё, как и Джачинто Шелси и около 40 других композиторов.
Жоэль Леандр не менее известна в новом джазе и свободной импровизации: она играла с такими выдающимися музыкантами, как Дерек Бэйли, Энтони Брэкстон, Джордж Льюис, Эван Паркер, Ирен Швайцер, Уильям Паркер, Стив Лэйси, Джон Зорн, Фред Фрит, и многими другими. Сольные концерты Леандр и выступления многочисленных ансамблей, в которых она участвует, проходят на самых престижных площадках Европы, Северной и Южной Америки и Азии.
Леандр много сочиняет для театра и современного танца, поставила ряд спектаклей, синтезирующих различные виды искусств. Преподаёт импровизацию и композицию как приглашённый профессор (Миллз-Колледж, Калифорния) и даёт мастер-классы.
Жоэль Леандр — весьма плодовитый музыкант: её дискография насчитывает более 150 альбомов.
«Вся моя жизнь — это встречи и впечатления, <… > и ты должен быть открыт для них, говорить им „да“. Я пытаюсь соединять все эти встречи и впечатления и вкладывать их в свою музыку…»
«Почему у контрабаса именно такая роль в оркестре? Почему только низкие звуки? Почему только как аккомпанирующий инструмент? На меня навевало скуку положение контрабаса в иерархии инструментов, существующей в классической музыке. Это меня не устраивало. И то же самое в коммерческом, классическом джазе…»
«Импровизация для меня равносильна композиции. Я начинаю импровизировать, не имея цели, это абсолютная пустота; ты совершенно пуст, но ты всегда приходишь вместе со своей культурой и знанием своего инструмента, и ты должен быть собой. <…> Все музыканты способны играть свободную импровизацию, им нужно просто изменить что-то в своих головах.
В момент, когда мы импровизируем, наша память мертва — мы помним только первое движение. Характер произведения основывается на этом первом движении…»
«Импровизационная музыка — самая быстрая на планете. Она как жизнь и смерть, и ты должен доверять музыкантам, с которыми играешь, всей своей жизнью. <…> Для меня это категорическое требование — доверять другому.»
Joelle Leandre: On Freedom and Responsibility (by Eyal Hareuveni, All About Jazz)
Акош Селевени
Акош Селевени родился в Дебрецене. С шести лет изучает музыку в Будапеште: занимается вокалом, флейтой Béres, кларнетом. Одновременно открывает для себя Бетховена и Led Zeppelin, углубляет свои знания в том, что касается традиций сельской культуры, благодаря так называемым «tànchàz» (места встреч, клубы, собирающие любителей музыки и танца), а также группам Muzsikàs и Téka. Затем получает классическое образование по классу фагота. Поет в рок-группе лицея (обеспечивая таким образом свое куда менее славное отбытие из этого заведения). В 1982 саксофон становится его основным инструментом. Селевени знакомится с фри-джазом, с тем, что делают Колтрейн, Брэкстон, Сесил Тэйлор. Ходит на концерты саксофониста Михая Дреша, благодаря которому находит свой путь и команду музыкантов, идущих по стопам Белы Бартока и Золтана Кодая (речь идет о той же работе с наследием, как и у Muzsikàs, но в области импровизационной музыки и нового джаза).
В 1986 году двадцатилетний Селевени вопреки своему желанию эмигрирует во Францию. В Париже встречает музыкантов, записи которых он, живя при коммунистическом режиме, находил с огромным трудом, и деятельность которых стала для него своеобразным руководством в этических, «политических» и духовных поисках. В 1990 году начинается долгий и важный период, когда Селевени создает свою группу, которая получит название Akosh S. Unit, и пишет музыку к пьесам Франсуа Сервантеса для его театра «Антреприза». В 1991 году записывает свой первый альбом, в 1992 играет и записывается с Дьюи Редманом. Из-за того, что залов, дающих ему возможность играть, очень мало, он ищет другие места, играет преимущественно в барах, формируя альтернативную сеть, создавая культурное движение вдалеке от «искушенной публики». Его приятель Бертран Канта, вокалист Noir Désir, вместе с Сержем Тиссо-Ге, гитаристом и вторым со-основателем группы, приходит на одно из выступлений Селевени и приглашает его принять участие в записи готовящегося альбома. Вскоре Бертран Канта присоединяется к Akosh S. Unit (не покидая Noir Désir). Группа Акоша С. превращается то в квартет, то в квинтет, то в тентет: например, альбом Èlettér (1998) был записан десятью музыкантами, среди которых — Péter Èri из группы Muzsikàs и Ròbert Benkö из Dresch quartet Михая Дреша.
Тем временем осуществляются все новые и новые проекты: дуэт с Дидье Левале, совместные работы с Noir Désir, дуэты с Жоэль Леандр, eRIKm, ударником и перкуссионситом Жильда Этвенаром… В 2006 году начинается долгое и тесное сотрудничество Селевени, — и как композитора, и как исполнителя, — с хореографом Жозефом Наджем. Они создают ряд спектаклей, в том числе «Sho-bo-gen-zo» для 2 танцоров (Жозеф Надж и Сесиль Луайе) и 2 музыкантов (Жоэль Леандр и Акош С.).
Начало в 21.00
Стоимость билетов в предварительной продаже: 700 руб., в день концерта: 1000 руб.
Адрес: Москва, Бол. Овчинниковский пер., д. 24, стр. 4
Тел.: 8 (495) 953-72-36, 953-72-42
http://www.dom.com.ru
Все события