Ива Биттова (Чехия) и Хамид Дрейк (США)
28.01.2014 20:00
Интересно, что в качестве постоянно концертирующего состава дуэта как такового и не существует: Ива и Хамид, будучи занятыми в десятках собственных проектов, собираются вместе крайне редко, но каждый раз это действительно нечто особенное, а точнее, если говорить словами классика, something else.
Ива Биттова
Живущая сейчас большую часть времени в США Биттова уже в конце 80-х, сотрудничая с культовым лейблом Recommended Records, стала весьма заметной фигурой самых передовых направлений экспериментальной рок-музыки — в той её части, в которой она смыкается с музыкой этнической, а также джазом и свободной импровизацией.
Сейчас Биттова может похвастаться уже международным признанием, и отнюдь не только маргиналов-экспериментаторов: Ива поет в опере, снимается в кинофильмах, которые номинируются на премию «Оскар», записывается на знаменитейшем лейбле ECM. Так, один из её свежевыпущенных альбомов, названный просто «Iva Bittová», можно отнести скорее к modern composition, чем к экспериментальному року, фолку или джазу; это своего рода минимализм, исполненный на скрипке и миниатюрной калимбе и приправленный уникальной вокальной эквилибристикой. Как музыкант, композитор и любознательная личность Ива находится в постоянном поиске и в недавних интервью упоминает, например, о своём увлечении ранней музыкой и музыкой барокко.
Основатель ДОМа покойный Николай Дмитриев не мог не пригласить Биттову как самую яркую звезду «новой музыки» в Восточной Европе на один из своих вокальных фестивалей — это случилось в 2001-ом году. По разным причинам вернуться в Россию Биттовой было суждено лишь спустя долгие одиннадцать лет, когда, в конце 2012 года, Ива отыграла триумфальный сольный сет в трещащем по швам ДОМе, а также посетила с концертом Нижний Новгород.
Хамид Дрейк
Любителям современного джаза представлять Хамида Дрейка излишне, но все же напомним, что он начинал в конце семидесятых и играл с самыми что ни на есть гигантами нового джаза Доном Черри и Фароа Сэндерсом, несколько менее радикальными Хэрби Хэнкоком и Дэвидом Мюрреем и, конечно же, Петером Брёцманном и Уильямом Паркером — в легендарных трио, квартете Die Like a Dog, посвященном творчеству Альберта Эйлера, и, наконец, не раз выступавшем в ДОМе дуэте Паркер-Дрейк, — проектах, которые давно стали своеобразными эталонами фри-джазового творчества.
Самым близким и любимым партнером для Дрейка был покойный ныне Фред Андерсон, легендарный тенор-саксофонист и куратор знаменитого чикагского джаз-клуба The Velvet Lounge, а среди коллег-барабанщиков Дрейк выделяет тоже уже покойного Эда Блэкуэлла, влиятельного фри-джаз ударника, работавшего с Орнеттом Коулмэном. Основным фри-джазовым проектом Хамида Дрейка на протяжении около двадцати лет является DKV Trio с Кеном Вандермарком и Кентом Кесслером, недавно порадовавшее поклонников выпуском семидискового сборника живых выступлений «Past Present» (Not Two Records, MW 900-2).
Не будет преувеличением назвать Дрейка, удивительно разнообразного и универсального музыканта, впитавшего влияния африканской, кубинской, индийской музыки, обожающего регги и виртуозно обращающегося с табла, одним из крупнейших джазовых ударников современности, и одним из главных кудесников фри-джаза.
Будучи в Москве, на вопрос о дальнейших планах по посещению России Ива, ни секунды не сомневаясь, ответила: «Очень интересен дуэт с Дрейком. Это удивительный, очень тонко чувствующий барабанщик, с потрясающим импровизационным чутьем. Мы нечасто можем играть вместе, но именно этот проект интригует меня больше всего».
Подробности и видео на сайте КЦ ДОМ:
http://dom.com.ru/events/2745
Стоимость билета в предварительной продаже: 1000 руб., в день концерта: 1300 руб.
Культурный центр «Дом»
Москва, Большой Овчинниковский переулок, дом 24, строение 4 (метро Новокузнецкая),
Все события